НЕПОСЛУШАНИЕ

Русь-Фронт. Информационный православный вестник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
О послушании

   Преподобный Варсонофий родился в Египте (год рождения неизвестен). С юных лет он стал вести иноческую жизнь. Придя в монастырь аввы Серида (Палестина, недалеко от города Газа), он использовал в качестве келии небольшую пещеру близ него. Позднее, в этой келии жил и ученик Варсонофия преподобный Иоанн, прозванный Пророком за дар прозорливости. Сам же он перешел в еще более тесную пещерку неподалеку.
   Там он провел около 50 лет в полном безмолвии, питаясь только хлебом и водой. Потом он стал служить людям, отвечая на мучившие их вопросы. Поскольку эти ответы он передавал через преп. Иоанна они сохранились для потомков; «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников» было хорошо известно на Востоке. Им пользовались преп. Феодор Студит, Симеон Новый Богослов и многие другие.
   Точная дата кончины преподобного Варсонофия неизвестна. По преданию он пережил своего ученика св. Иоанна, подробности жизни которого так же неизвестны.
***
Авва сего общежития, в котором пребывали и другие святые старцы, повелел сделать одно дело, а некоторым из братий, которые держались своей воли, показалось сие тяжелым, и они стали роптать. Уразумев это, тот же великий старец сказал им следующий ответ:
   Братия! Господь сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего… и они идут за Мною» (Ин. 10, 27) и проч. И потому, кто истинный ученик, тот пребывает послушным своему авве во всём до смерти, и всё, что ни делает его авва, он обращает себе в назидание, не смея рассуждать о повелеваемом ему или сказать: «Зачем это? Для чего это?» Иначе он был бы не учеником аввы, но судьей; всё же такое происходит не от чего иного, как от развращенной воли человеческой. Итак, если чей-либо авва повелит ученику своему сделать какое-либо дело, а тот станет противоречить, то очевидно, что он желает поставить на своем и упразднить слово аввы своего. Пусть таковой рассудит, кто в сем случае будет аввою: тот ли, чье слово упразднилось, или тот, чье осталось? Кто хочет исполнить свою волю, тот сын диавола, а кто исполняет волю такового, тот исполняет волю диавола.
   Если же он и исполнит волю свою, то и тогда не получит покоя. А что в сем заключается? Лишь одно непослушание, которое есть погибель души. Итак, кто видит себя, что он соблазняется своим аввою, тот должен отойти от него, дабы не погубить души своей и не понести осуждения за других, которых он развращает. Не зная, хорошо ли, или худо сделал авва его, он соблазняется безвременно, ради своей воли, потому что, если бы и сделалось по воле его, праведнее аввы своего никто не был. А когда он лучше аввы своего знает полезное, то зачем еще остается учеником его? Пусть отойдет и сам научит других. Не прельщайтесь от диавола и не следуйте внушениям своей воли во вред себе – никогда не будет по воле вашей, ибо зло не истребляет зла. Но если предоставите волю вашу Богу, то Он сотворит, как Ему угодно.
   Братия! Бог видит, что я написал вам сие, сожалея о вас. Кто примет (словá мои), тому послужат они во спасение; а если бы кто не принял или даже захотел бы плюнуть на написанное, и это в его воле, как некоторые и поступили уже, клевеща на нас: одни в сердце, а другие и устами. Простите мне.