Некоторые высказывания Старца иеросхимонаха Сампсона (из его наследия)

alt— Великая вера бывает от молитвы, трудов над молитвой, чтением Святого Писания, святых отцов, и от чистки совести.

— Нам редко враг мешает. Он мешает совершенным; нам же — свой язык, осуждение, злобная лень.

— Вопрос: а если человек просит духовное, то неужели Бог не даст?
Ответ: Человек часто просит вредное, житейское, гибельное, злое себе. Можно просить смирение, кротость, целомудрие, милосердие, веру, страх Божий, то есть исполнение Закона Его.

— Не всегда Господь приемлет прошение человека, так как часто оно бывает от дерзости, от гордыни, от бесстрашия, от несмирения, от злого сердца, от нелюбви к Богу, поскольку любовь к Богу есть смирение и покорность к Его Промыслу. Не надо диктовать Богу свои хотения, так как они от гордости.

— Сердце несмиренное просит противное, не угодное Богу. Самый кратчайший путь к смирению — в любых случаях обвинять только себя.

— Вопрос: Я боюсь, что после смерти далеко явлюсь от славы святых, Спасителя и Богородицы.
Ответ: Явишься покаянием, как мытарь. Все зависит от твоего покаяния и дерзновения бесстрастно, не стыдясь, вспоминать и перечислять свои грехи. Начинай вспоминать и записывать, хотя и каялся, и раньше говорил.
Вопрос: За что Господь может окончательно оставить человека?
Ответ: За намеренное, сознательное отчаяние. За сознательное намеренное нежелание каяться. Покаяние рождает ненависть ко греху и тогда душу озаряет свет. Это — вершина покаяния, где нет уже борьбы… Если ты проклинаешь греховные помыслы и не оправдываешь себя, то это служит знамением, что Господь простил тебе их. О своих грехах вспоминай со слезами или с клокотанием в горле, крича «караул»!

— Борение и брань с грехом, страстями — только у тех, кто ищет быть с Богом. Ошибки всегда будут от гордости. Без молитвы христианину — мука, нечем дышать, настоящий ад…
— Блуждание мыслей тщеславных, самолюбование фарисейское — хуже блуда, мерзость перед Богом.

— Вера есть уверенность как зримое, осязаемое, ощущаемое, что Господь — есть, что по земле ходит Божия Матерь, что наши молитвенники — святые и сонмы Ангелов…

— Блуждание мыслей тщеславных, самолюбование фарисейское — хуже блуда, мерзость перед Богом.

— Покаяние и смирение с абсолютным послушанием — основа духовной жизни. Это есть суть духовной жизни, сила, привлекающая милость Божию.

— Всем людям верь, но никому не доверяй, но и никого не проверяй /от смирения и любы сердца/.

— Помолись Божией Матери усердно, до полной тихости, а потом посмотри с свое сердце: как будет положено на сердце, так и поступай.

— Надо во время искушений немедля молиться, чтобы враг не одолел.

— Любовь бывает одной из степеней совершенств. Кто достиг любви, тот может постичь совершенство, ибо в любви все добродетели: долготерпение, смирение кротость и т.д. То есть любовь — есть совокупность всех заповедей блаженств.

— Какое изумительное слово: «помилуй». Оно выражает множество прошений: «услыши», «исцели», «прости» и т.д. И все эти слова можно заменить одним словом: «помилуй!» На других языках «помилуй» отсутствует, оно не переводится. Разве только словом «пощади».

— Господи! Ты — вся любовь! Любовь к нам, убогим, отверженным нашими грехами, но спасенными Тобою. Помилуй нас!

— Чем глубже скорбь о грехах своих и бессилии, тем ближе Бог.

— Любовь есть источник жизни. Дух святый есть дух молитвы.

— Благодарное сердце есть сосуд, который Бог наполняет многими милостями многоразличным благословением.

— Любовь жертвует всем. Конечно и своим благополучием.

— Язык — зеркало сердца.

— Малый шорох тщеславия, гордости — тушит молитву.

— Настойчивость, упрямство — явления воли, вера же — область духа.

— Душевная и духовная — две разные вещи.

— Любовь — прежде всего. Господь и судить будет по закону любви. Поэтому многим «церковникам» Господь на страшном суде скажет: «Не веем вас!», так как не творили любовь.

— Работа — послушание Богу, нести его надо прилежно, добросовестно, аккуратно.

— Будь старшим по заботе, но послушником и слугой всем.

— Человек не может часто сказать правду в глаза по своей разумной осторожности.

— Самолюбование во время молитвы — поругание предстояния Богу, поругание святой молитвы.

— Запущенная, нераскаянная совесть лишает сердце простоты молитвы и, следовательно, веры.

— Для хотящего жить Богу и бегать всякого греха всегда будет брань. У кого брани нет, тот духовно жить не может. A брань — от своих грехов, от окружающих неожиданностей и бесов. Но больше — от себя.

— Вера не знает сомнений и на малюсенькую иголочку!

— Постоянством, ревностью о Господе, можно скоро исцелиться.

— Изменить характер — очень трудное дело. Только истинное покаяние изменит, обновит.

— Любовь, пожирает гордость, настойчивость, гнев.

— После причастия надо стараться молчать. Молчать и бегать людей.

— Лень — первый наш и лютый враг. Лень — первый друг бесов.

— Христианская любовь приносит всем благовестие, любовь, радость, мир, долготерпение.

— Гордость ищет предлога освободиться от смирения, любви и милосердия.

— Бесы ленивых очень любят и за ними ухаживают.

— Соль жизни духовной есть очищение и жизнь сердцем.

— Молись просто, немудро, несложно, по-детски.

— Милостыня сильнее Псалтири.

— Что же в миру хорошего? Одно постыдство, зло, грязь, нелюбовь, гнев, насилие.

— Строгая исповедь научит, как на самом деле быть рабыней Господу Иисусу Христу!

— Вопрос: Что такое прозорливость?
Ответ: В наши дни это редкость. Это дар благодати Святаго Духа — знать и читать мысли, бывшие и настоящие.

— Не говори о себе ничего хорошего, так же как и плохого.

— Примирить кого-то обязательно — это есть миротворцы. Те и Бога узрят!

— Обиды, оскорбления, гонения, беды, страдания и долготерпение — лечат.

— Страшный грех осуждение! Осуждение есть не только тогда, когда говоришь: «Человек грешит…», но и тогда, когда даёшь оценку в человеке добродетелям. Откуда знаешь? И как смеешь оценивать его добродетели?!

— Можно любоваться красотой природы, ее строением — как творением мудрости Божией. Это восхваляет и радует Бога.

— «…Почему не читаете Св.Евангелие? Это св.чтение отгоняет и уныние, и страсти, и тоску; открывает веру и страх Божий.»

— «Рай начинается в нашем сердце. Переделай своё сердце. Помышляй доброе, говори доброе и делай добро. Сделай своё сердце пригодным для проживания в райском общежитии с праведными душами. Аминь!

— «Мы должны брать пример от Святых Отцов: от одних — молитву, у других — любовь к Богу.
— «Доколе душа пребывает в духовном делании, — /горении духа к Богу/, враг не может поразить её. Не суди Пастыря, дабы тебе не быть наказану за то, в чём его обвиняешь».

— «Оставь суету мирскую и кладенцы мира сокрушенные, не могущие содержать в себе спасительные воды. Живи в страхе, ибо вся земная наша жизнь не что иное, как повседневная смерть».