«Надо идти на смерть, как на пир»: День памяти священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского

  2019-09-15.jpg
Священномученик Варсонофий
Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец его был псаломщиком и умер, когда мальчику исполнилось всего семь лет. Мать осталась без средств к существованию и уже на следующий день после смерти мужа не знала бы, чем накормить своих восьмерых детей, если бы один добрый человек не прислал несчастной семье мешок ржаной муки.
Из-за крайней бедности отрок Василий был зачислен в Боровичское духовное училище на казенный счет. Мать не имела возможности материально помогать сыну, а казенное содержание не всегда было достаточным, потому ему поневоле пришлось сурово поститься, в отличие от более обезпеченных товарищей. Василий нередко завтракал лишь куском хлеба и чашкой холодной воды. Но эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, а, напротив, приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали чувство милосердия и сострадательность к людям.
С детства мальчик был счастливо избавлен от мирских увлечений, и не было для него большего счастья, чем посещение вместе с матерью, в числе других паломников из простого русского народа, старцев.
По окончании училища Василий поступил в Новгородскую Духовную семинарию. Он и здесь был огражден Богом от всех недобрых увлечений юности. За кроткий и смиренный нрав, за характер, в котором совершенно отсутствовали грубость и задиристость, товарищи по семинарии полюбили будущего священномученика, ласково и уважительно называли его по имени и фамилии – Вася Лебедев.
Большое влияние на семинариста и на избрание им впоследствии миссионерского поприща оказал священник, преподававший историю раскола. Все свободные от занятий часы Василий Лебедев отдавал чтению старопечатной литературы и к концу пятого класса значительно превосходил сверстников знаниями в этой области. Перейдя в последний класс семинарии, он не только не оставил изучение «старообрядчества», но еще более усилил свои труды в этом направлении, и в то время, когда товарищи переживали увлечение светской художественной литературой, проводил ночи, изучая содержание толстых кожаных фолиантов старопечатных сборников.
На выпускном экзамене Василия, как выдающегося ученика, в течение сорока пяти минут опрашивал архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев), который признал познания юноши по предмету раскола настолько глубокими, что благословил отправить его на лето в Москву с целью подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Василий сразу был назначен на должность помощника епархиального миссионера. В его ведении тогда находились три уезда – Крестецкий, Валдайский и Демянский.
1 апреля 1895 года Василий Лебедев принял монашеский постриг с наречением ему имени Варсонофий. 9 апреля 1895 года монах Варсонофий был рукоположен во иеродиакона, а 30 июля того же года – во иеромонаха и назначен на должность миссионера тех же уездов.
С этого времени начался период всецелого служения отца Варсонофия миссионерскому делу. Многочисленные раскольничьи селения были разбросаны друг от друга на сотни верст, отсутствие дорог составляло существенное препятствие к частому посещению их миссионерами, но иеромонах Варсонофий, наметив для себя, какие населенные пункты и сколько раз он должен посетить, неизменно старался выполнять поставленные задачи. И это очень скоро стало приносить плоды. Поубавился фанатизм приверженцев раскола, пробудился интерес к местным памятникам православной старины, участились случаи перехода раскольников в Православие. Кроме проведения общих бесед, отец Варсонофий, заходя в дома раскольников, беседовал с ними лично, раздавал брошюры. В 1903 году его усилиями почти все население деревни Ровно Быстробережского прихода Старорусского уезда перешло в Православную Церковь.
Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1909 года иеромонах Варсонофий был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника с возведением в сан архимандрита. В том же году он издал книгу «Беседы с новгородскими сектантами пашковцами-баптистами», которая была рекомендована епархиальным начальством как руководство для духовенства при ведении бесед с сектантами, а для мирян – как просветительская литература для ограждения от увлечения сектантскими лжеучениями.
Успехи отца Варсонофия по просвещению народа и обращению к Православной вере сектантов и неверующих были столь велики, что епархиальное начальство одобрило участие православных священников в собеседованиях начетчиков разных толков с тем, чтобы в этих случаях непременно приглашался и отец Варсонофий как тончайший знаток «старообрядчества». Вот как описал священномученика и его миссионерский талант один современник:
«Если по своему душевному складу отец Варсонофий с самого начала деятельности был достаточно близок и понятен народу, среди которого жил и работал, то с течением времени эта близость увеличилась, он сроднился с народом, научившись ценить и понимать душу народную. <…> Он относился к беседам и собеседникам всегда серьезно и выработал тот способ ведения бесед, который создавал в слушателях чувства не злорадного торжества у одних и оскорбления и обиды у других, а сокрушение о заблуждении братьев у одних, желание возвратить их к свету познания Христова и сознание своей неправоты или, по крайней мере, сомнения в своей правоте у других. Так велось дело у него в течение всех 22-х лет его миссионерства».
Памятуя, о нужде, пережитой во время учебы в семинарии, отец Варсонофий помогал бедным семинаристам, а когда началась Первая мировая война, он стал постоянным жертвователем на нужды раненых и семьям лиц, призванных на войну.
7 января 1917 года состоялось наречение и на следующий день хиротония архимандрита Варсонофия во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Начался новый и последний период его миссионерской и религиозно-просветительской деятельности, во время которого он проводил суровую, аскетическую жизнь и посещал с проповедью храмы и обители викариатства. Известие о его предстоящем служении в том или ином приходе собирало множество верующих, желавших услышать благодатное слово полюбившегося им архипастыря.
После захвата власти большевиками епископ неустанно призывал народ к стоянию в вере. Видя все ухудшающееся положение Церкви, он открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей. Основные положения Братства были таковы:
«Братство Кирилло-Белозерского монастыря имеет целью: поднятие религиозного духа и нравственности среди народа; сохранение чистоты веры Православной; охрану православных церковных святынь и церковного имущества как достояния всего православно верующего народа, в частности, охрану местной святыни – Кирилло-Белозерского монастыря».
14 сентября 1918 года епископа Варсонофия арестовали; в тюрьме он встретил игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову) и других верующих. Узники говорили, что время сейчас таково, что их арест может кончиться расстрелом. Епископ на это ответил:
– Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины.
Всю эту ночь Владыка провел в молитве. На следующий день, в воскресенье, 15 сентября, около пяти часов утра епископа Варсонофия, игумению Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлению к Горицам. Их сопровождал отряд палачей из двадцати человек.
В монастыре начиналась ранняя Литургия. Епископ попросил разрешения зайти в обитель и приобщиться Святых Таин, но ему отказали.
Шли по древней, времен преподобного Кирилла, дороге; впереди – епископ Варсонофий в клобуке, с посохом в руке; почти вровень с ним, чуть позади, игумения Серафима, за ними – миряне. Епископ шел уверенно, твердо, зная, что наступил час решительный, смертный, час разрешения от земных уз для бытия со Христом.
Старая Горицкая дорога проходила рядом с монастырем по берегу Сиверского озера. Медленно шли узники, сопровождаемые конвоем. Благодатная молитвенная тишина, мир Христов сходил в души.
– Вот и наша Голгофа, – сказал святитель, приблизившись к месту казни.
Игумения покачнулась, епископ протянул руку, поддержал ее и сказал:
– Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо идти на смерть, не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут.
Слабость у игумении прошла, и она уже спокойно, с миром душевным пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить о тех, кто осудил их на смерть, но святитель остановил его:
– По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.
Раздались один за другим пять залпов, и все были убиты, только Владыка продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками; он читал отходную, и когда закончил ее, то произнес: «Аминь», и услышал, как один из палачей закричал:
– Да опусти ты руки!
– Я кончил, – сказал святитель, – кончайте и вы.
С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. После этого последовал выстрел в упор, и епископ упал мертвым.
В 1960-х годах власти, видя, что почитание памяти священномученика Варсонофия и с ним пострадавших, несмотря на все гонения, не уменьшается, уничтожили все признаки их могилы, возведя на ее месте хозяйственные постройки. 17 декабря 1998 года на месте расстрела мучеников был установлен Крест.