МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА НЕПРАВОСЛАВНЫХ?

Спрошенный по этому предмету, Московский митрополит Филарет конфиденциальным письмом, от 25 февраля 1847 года, на имя графа ответил отрицательно.«Вера и молитва веры, – писал святитель,– споспешествуют спасению. Если бы сии люди поверили благодати и молитве Православной Церкви, то присоединились бы к ней. Если же не присоединились, то это признак, что не имели веры. Без веры не полезна молитва. Молитва учреждена в Церкви не как благовидный обряд, но как духовная помощь и орудие к привлечению благодати Божией, милующей и спасающей. Что касается, в особенности, до лютеран и реформаторов: они, по догматам своих вероисповеданий, не верят молитвам за усопших. Не странно ли было бы навязывать им духовную помощь, которой они не требуют и которой они и существования не признают? Какую цель могут иметь молитвы о таких усопших, разве глумление лютеранских и реформатских догматиков? Надобно также принять в рассуждение и то, что ослабление церковных правил, по снисхождению к иноверным, более или менее причиняет смущение и соблазн православным ревнителям церковных правил и дает раскольникам повод к укоризнам на православную Церковь. Но образность не смущать и не соблазнять своих, без сомнения, выше обязанности делать угождение чужим».
Святейший Синод определением от 10–15 марта 1847 года постановил: «Полковое православное духовенство по таковым (т. е. иноверно-христианским чинам) не может совершать домовых панихид» (См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Моск. Том дополнит. СПб., 1887. № 56).
Свои соображения Московский Владыка основывает на следующих апостольских и соборных правилах: 1) Апостольское правило 10-е: «Аще кто с отлученными от Церкви помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». 2) Антиохийского собора правило 2-е: «Да не будет позволено имети общения, ниже сходится в домы и молитися с находящимися вне общения церковного. Чуждающихся собрания одной Церкви не приимати и в другой Церкви». 3) Лаодикийского собора правило 6-е: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Толкование:«Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити; аще и великий Василия Уалента Царя, еретика суща, к исполнению верных прият, – не было бо еще сего Собора, и се правило не было изложено». 4) Лаодикийского собора правило 33: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». В толковании на сие правило в пример отщепенства приводятся овдиане, иже убо веру имеют, якоже и соборная Церковь, и со всеми на месте не молятся, и хулят епископов, богатства ради и проч.
«Если апостольское правило не позволяет молиться с принадлежавшими к Православной Церкви, – замечает митр. Филарет, – но отлученными от нее за тяжкий грех или за упорство в каком-либо неправославном мнении, которые могут еще покаяться и возвратиться в Церковь, то кольми паче правило сие имеет силу к устранению от общения церковных молитв тех, которые никогда не принадлежали к Православной Церкви, и не будут принадлежать к ней, каковы жившие и умершие вне Православной Церкви?»
«2-е правило Антиохийского Собора запрещает молиться с находящимися вне общения церковного. Очевидно, что римско-католики, лютеране, реформаторы находятся вне общения Православной Церкви. Следственно, правило запрещает молиться с ними».
«33-е правило Лаодикийского Собора запрещает молиться с отщепенцем. Толкование сказывает, что здесь разумеются даже и такие люди, иже веру имеют, якоже и Соборная Церковь, но, упорству, в некоторых особенных мнениях отделяются от нее. Из сего с тем более полною силою происходит заключение, что под сие правило подходят римско-католики, лютеране, реформаторы».
По словам преосвященного Феофана (Говорова, затворника), «в церкви поминать можно только принадлежащих Церкви. Как она (лютеранка) не принадлежит Церкви, то поминать ее там не следует». – «Еврейку-лютеранку надо предоставить воле Божией благой» (Письма в Боге почившего еп. Феофана. Тамбов, 1897. С. 197).«Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших? – читаем в другом письме того же святителя. – В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них <…>, в церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы отграничивается пребыванием тех, о коих идет молитва <…>. Предайте Богу участь родителей своих и молитесь о них в своей частной молитве» (Там же. С. 348).