«Матильда» как зеркало глубочайшего кризиса в кино

Впечатления от просмотра пошлого фильма …

На просмотр «Матильды» я шла из стремления понять, для кого и для чего была снята  эта нашумевшая мелодрама, громко названная «фильмом года». Как и было обещано, с 26 октября кинолента появилась на экранах ряда кинотеатров Перми. По сообщениям РИА Новости, в первые дни проката  картина режиссёра Алексея Учителя собрала 69 млн. рублей, в последующие дни эта сумма должна была увеличиться до 230 миллионов, но, по-видимому, создатели мелодрамы замахнулись на миллиарды. Отчасти, это ответ на вопрос, для чего? Кассовый фильм, весь построенный на голливудских эффектах, очередной радужный пузырь.

Как известно, зритель у нас самый разный. Иные пришли посмотреть на красивые картинки, поохать и поахать над историей взаимоотношений наследника на царский престол Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Другим захотелось узнать, насколько всё это соответствует исторической и художественной правде.

Стоимость билета на дневной сеанс в центральном кинотеатре «Кристалл» составила 280 рублей, что весьма ощутимо для людей малоимущих, а у нас в России теперь таких большинство. Ажиотажа не наблюдалось: зал был едва заполнен на одну пятую. Зрителей привела в раздражение назойливая двадцатиминутная реклама иностранных блокбастеров, которыми отечественный кинопрокат намеревался «порадовать» их до конца нынешнего года.

И вот, наконец, разрекламированное шоуСанкт-Петербург, Мариинский театр, где многие балерины пользовались благосклонностью членов императорского дома, извлекая из этого прямую выгоду. Фильм начинается с откровенно пошлой сцены: во время танца у Матильды нарочито обнажена одна грудь, на что тут же обращает внимание наследник, сидящий в императорской ложе. Весь дальнейший сюжет выстроен в том же плане.

Искусствовед Татьяна Андриянова поделилась в соцсетях своими размышлениями о фильме: «Николай Александрович и Кшесинская познакомились 1890-м году и поддерживали отношения вплоть до помолвки царевича в 1894-м. Вскоре после помолвки с принцессой Алисой, будущей царицей Александрой Федоровной, Николай рассказал своей невесте о прошлом увлечении балериной, тем самым положив конец роману.

В ноябре 1894-го года, вскоре после смерти Александра III, состоялась свадьба Николая и Александры. А спустя год, в 1895-м, у них родилась первая дочь Ольга. В мае 1896-го  состоялась коронация Николая и Александры. Главным же событием, омрачившем коронацию, была последующая за ней трагедия на Ходынском полекогда пришедшие за подарками люди попали в чудовищную давку, и где погибло почти 1500 человек. 

Фильм «Матильда» оказался лжебиографическим, в картине не осталось ни одной полноценно рассказанной сюжетной линии: герои либо говорят банальности, либо бегают в рапиде по дворцам Петербурга, на большее у них просто не остается экранного времени.  Не получилось и истории выбора между чувством и долгом: в решающий момент героиня была на некоторое время изъята из действия искусственным образом. И, в довершение всего, фильм оказался лжеисторическим: его сценаристы объединили отказ Императора от любви к балерине Кшесинской, его свадьбу на Александре, коронацию и трагедию на Ходынском поле. В действительности между свадьбой Николая II и Александры Федоровны и их коронацией прошло полтора года, за этой время у них успела родиться дочь, а давка на Ходынке была на несколько дней позже самой коронации. События, описываемые в фильме, к русской истории отношения не имеют».

Следует обратить внимание читателей и ещё на ряд несоответствий и нелепостей. Балерина познакомилась с Наследником, когда ей было семнадцать лет, а ему двадцать пять.  В фильме же роль Николая II сыграл сорокатрёхлетний порноактёр Ларс Айдингер, и в целом образ Наследника получился отталкивающе безвольным. Так же мало соответствовала исторической Матильде актриса Михалина Ольшанска. Чуть удачней смотрелась в фильме Луиза Вольфрам в роли императрицы.

Отечественным актёрам повезло ещё меньше. Данила Козловский, сыгравший яростного соперника Николая II, вызвал недоумение зрителей, будучи помещённым в большой аквариум с водой. По глупейшему сценарию он убивает своего мучителя-доктора, сбегает из заключения, похищает Матильду, в какой-то момент выпускает её из рук и гибнет от эффектного взрыва в плавучем домике. Зачем, для кого и для чего затеян был этот нелепый сыр-бор? Как и сцена крушения царского поезда, налетевшего на путях на сани пьяного мужика.

Поддержал фильм А.Учителя лишь Пермский театр оперы и балета.

Главный балетмейстер Алексей Мирошниченко поставил всю хореографию в фильме, а также исполнил эпизодическую роль. Кроме того, дублером актрисы, сыгравшей  Матильду, была балерина пермского театра Дарья Тихонова. Артисты пермского балета даже выпустили ролик в поддержку фильма, исполнив знаменитые тридцать два  фуэте.

А что сказали о «Матильде» зрители? К концу сеанса они устали от возгласов «Маля!» и «Ники!». Роскошные декорации посчитали достойными бульварного романа. Бездарным балаганом назвал фильм один из ведущих пермских журналистов. В целом, количество негативных отзывов о фильме многократно превысило положительные мнения: можно  сказать, что с лихвой перекрыло их. Навряд ли окупятся огромные государственные средства, потраченные на пошлый фильм, нанесший моральный вред неискушённой в истории молодёжи. Отечественному кинематографу давно пора выходить из глубочайшего кризиса, а помочь ему в этом может лишь широкое общественное мнение.