«Мариино стояние» в традиции русской обители на Афоне
В ночь со среды на четверг 5-й седмицы Святого и Великого Поста в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, как и во всей Православной вселенной, по древней христианской традиции совершилось богослужебное последование, именуемое «Мариино стояние», главной особенностью которого является пение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.
Мариино стояние – это богослужебное последование, посвященное воспоминанию покаянного подвига преподобной Марии Египетской.
Первой житие преподобной Марии записал святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. «Это житие, – говорится в Синаксарии четвертка 5-й седмицы Великого Поста, – приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло <…>
Святитель Софроний чудесной своей историей возвращает нас к целомудрию, возвышает к Богу и поучает не падать духом и не отчаиваться, если некогда и были в плену каких-либо грехов. Ибо повествование о Марии Египетской показывает, насколько велико Божие человеколюбие и милость к желающим всей душой оставить прежние прегрешения».
Иорданская пустыня, в которой происходит действие Жития преподобной Марии Египетской:
Софроний рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где стал учеником преподобного Иоанна Мосха. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим, где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет, где в тот период было активно монофелитское движение. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Он закончил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного духовного отца Иоанна Мосха. Возможно, именно от него святой Софроний узнало житии преподобной Марии. Возможно также, что именно преподобный Иоанн Мосх был прообразом игумена Иоанна, упоминаемого в Житиии преподобной Марии. Лавра преподобного Феодосия великого, в которой подвизался Иоанн Мосх, как раз и находилась близ Иерусалима и Иорданской пустыни.
Монастырь преподобного Феодосия великого:
Монах Андрей, будущий Святитель Андрей Критский, посланный Иерусалимским Патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.) соединил житие преподобной Марии Египетской со своим каноном и представив его отцам Собора.
Установлено было петь этот канон и читать житие святой матери Марии в четверток 5-й седмицы Великого Поста по той причине, что «Святая Четыредесятница приближается уже к концу, и чтобы люди, по немощи духовной не разленились к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание» (Синаксарий). Возможно также, что память преподобной Марии было установлено в этот день, поскольку святая преставилась в четверток Страстной Седмицы, когда совершается за богослужением воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не возможно было перенести ее память и на 6-ю, Лазареву седмицу, так как и там богослужение привязано к Евангельским событиям.
По уставу Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, утреня четвертка 5-й седмицы начинается в 4-м часу ночи и продолжается около 6-ти часов. Центральное место всего богослужения принадлежит самому Великому канону, пение которого вместе с житием преподобной Марии простирается до 3-х часов. В отличии от первых четырех дней Поста, в каждый из которых поется одна четвертая часть Канона, в этот день канон совершается весь полностью.
Структура обычного, «стандартного» канона состоит из 9-ти песней (реально же из 8-ми, поскольку 2-я песнь употребляется только Великим Постом) и 32-х тропарей (по 4-е тропаря на каждый ирмос). Великий покаянный канон состоит из 11 ирмосов и 250 тропарей. На каждый из ирмосов приходится не менее десятка тропарей, в большинстве же случаев их количество простирается до 28, так что вместе с ирмосом, который поется дважды, получается по 30 тропарей на одну песнь.
На каждый тропарь Великого канона уставом полагается совершать по три поясных поклона. Как сказано в Синаксарии этого дня, «этот канон настолько пространен и умилителен, что способен умягчить и самую ожесточенную душу и побудить к благому трезвению, внимательной и доброй жизни, если только с сокрушенным сердцем и надлежащим вниманием поется.»
Необходимо заменить, что «Мариино стояние» не ограничивается лишь одним Покаянным каноном. Оно начинается накануне с вчера. На вечерне, предшествующей четвертку 5-й седмицы Великого Поста, на «Господи воззвах», помимо обычных 6-ти стихир дня и Богородичной стихиры на «Слава и Ныне», поются на 4-й глас еще 24 стихиры Великого канона, на каждую из которых также полагается совершать по 3-и поясных поклона. Эти стихиры, как и сам Великий канон, составлены тем же автором – святителем Андреем Критским. Каждая из них оканчивается умилительным припевом: «Господи, прежде даже до конца не погибну, помилуй мя». Служба четвертка 5-й седмицы Поста является одной из самых объемных и продолжительных во всем богослужебном году.
Источник: http://afonit.info/biblioteka/bogosluzhenie-na-afone/mariino-stoyanie-v-russkoj-obiteli-na-afone