Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

От редакции: Константинопольский Патриарх Варфоломей, находившийся с визитом на Святой горе Афон, объявил 22 октября о канонизации схиархимандрита Софрония (Сахарова), известного своей книгой о старце Силуане Афонском. Об этом сообщает Центр информации УПЦ МП со ссылкой на греческое интернет-издание «Пемптусия», а также «Седмица.ру». Однако следует помнить, что дух учения архимандрита Софрония не соответствует святоотеческой традиции.

Иудейская менора на православном престоле в основанном архимандритом Софронием (Сахаровым) монастыре в Эссексе (Англия)

Известны предупреждения православных старцев, что в последние времена будут менять Литургию, Символ веры, будут пытаться вводить новый календарный стиль, русский богослужебный язык, изменяя при этом смысл богослужения, и т.п. И один из путей к этому – деятельность архимандрита Софрония (Сахарова) по постановке меноры на престол и написанию собственных Литургических молитв.

То, чем пользуется Церковь сейчас – это Литургические молитвы, изначально составленные святыми Христовыми апостолами, а затем вселенскими святителями Иоанном Златоустом, Василием Великим. С тех пор никто из великих прославленных святых за две тысячи лет не дерзал изменять или дополнять литургические тексты молитв. И вдруг на это решается сомнительный «старец», модернист иудейского толка архимандрит Софроний (Сахаров).

Уже в ранних книгах Софрония («Письма в Россию», например), он приводит тексты составленных им молитв и рекомендует своим духовным чадам читать их. Он составляет священнические молитвы перед Херувимской песнью, даже во время совершения Евхаристического канона перед освящением Святых Даров (когда поется «Тебе поем, Тебе благословим»), заамвонные молитвы. Сейчас опасность не в том, что сам Софроний читал эти молитвы, а в том, что его последователи, возводя Софрония в ранг великого святого, издают эти молитвы для всеобщего употребления, начинают вносить их в служение Литургии свт. Иоанна Златоуста. Например, достоверно известно, что составленные Софронием молитвы уже давно читает на Литургии епископ Панкратий (Жердев) – наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 2016 году в издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышла книга «Молитвенное приношение», в которой собраны составленные Софронием молитвы, объемлющие различные сферы церковной жизни (книга рекомендована Издательским советом РПЦ!). В нее вошли уже не только Литургические молитвы, но и «молитвы на каждый день» (даже утренние и вечерние); «духовнические молитвы»; молитвы на освящение храма и разные случаи (освящение машины, дома, молитвы некоторым святым). Создается и новый требник.

Молитвы арх. Софрония по сути представляют собой переделанные общепринятые молитвы (отдельные куски их взяты из молитв великого повечерия, молитв в День Троицы, при этом они переделаны и изменены).

В предисловии к книге «Молитвенное приношение старца Софрония» приводится «выразительный пример» его «молитвенной свободы»: «…в последнее время своей жизни … старец читал Трисвятое так: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный и ВЕРНЫЙ, помилуй нас”»[1]. Напомним читателю, что эта молитва была открыта людям по особому откровению Божию: во время страшного землетрясения в Константинополе вознесенный невидимой силой на небо мальчик услышал пение Ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Вернувшись на землю, он рассказал о своем видении людям, умилённый народ, трижды повторив эту молитву, прибавив в конце ее: «Помилуй нас», – и землетрясение прекратилось. Но вот что удивительно: молитва, которой Ангелы воспевают на небесах Создателя, молитва, с помощью которой было остановлено страшное землетрясение, Ангельская песнь, которая в неизменном виде используется на каждом Богослужении в течение многих веков, вдруг оказалась недостаточной для молитвенных нужд архимандрита Софрония!

Задайте себе вопрос: зачем нужны эти «новые» (а точнее переделанные) молитвы? В чем смысл их появления? Чтобы подтвердить авторитет «великого старца»? Привнести в них – как в модернистские «иконы» – какой-то свой «особый» стиль? В конечном счете, подменить Священное предание Православной Церкви мировоззрением модерниста.

В книге «Письма близким людям» Софроний пишет об усталости современного человека от общепринятых молитв. Как будто молитвы, составленные Софронием, не наскучат человеку еще быстрее, чем те, которые составлены святыми. Только те молитвы составлены богоносными отцами – прп. Макарием Великим, свт. Иоанном Златоустом, свт. Василием Великим и др. С большим благоговением читая эти молитвы, которые благословила святая Церковь, ни священники, ни монахи, ни миряне никогда не уставали от них, а питали свою душу глаголами вечной истины, напитывались Святым Духом, который стяжали эти святые. А чем напитывается душа, когда человек читает молитвы, составленные модернистом, иудейской направленности, призывающим держать себя на грани отчаяния, а ум – в аду?

Очевидно, что цель печатания софрониевских молитв – развитие новой церковной практики литургической жизни, искажение православного предания: замена служб суточного круга Иисусовой молитвой; создание новых молитв – а в будущем новой Литургии. Пока это кажется невероятным, но если сторонники Софрония добьются его канонизации, то его учение будет возведено в ранг церковного как учение великого богослова, которое дано понять только высшим умам. Тогда уже ничто не помешает последователям архимандрита Софрония по его примеру открыто поставить на престолы православных храмов символ иудеохристианства – менору с крестом. Используя этот символ в качестве эмблемы монастыря, ставя его на престол и запечатывая им все в монастыре, Софроний и его единомышленники давали понять, что они имеют отношение к каббале и создают новую религию – иудеохристианство, которое изменит православие изнутри.

В статье «Софроний (Сахаров)» из электронной энциклопедии «Википедия» приводятся откровенные слова иеромонаха Петра (Прутяну): «Он осуществил, пожалуй, наиболее радикальную литургическую реформу XX века. В своем монастыре в Англии, где подвизаются монахи и монахини разных национальностей, он заменил утреню, вечерню и часы Иисусовой молитвой, которая совершается примерно по два часа утром и по два часа вечером. Хотя на первых порах эта «революция» казалась странной и даже скандальной, вскоре критика поутихла, а ещё спустя какое-то время эту практику стали перенимать и в других общинах».

И пусть не думают православные христиане, что их это не касается и что Господь не допустит этого. Это уже происходит на наших глазах, попускается Господом за наше сердечное безразличие, теплохладность или трусливое замалчивание очевидного.