Ледоколы – русское изобретение


К 195-летию со дня рождения М.О.Бритнева, великого изобретателя и великого гражданина России …

195 лет назад, в 1822 году, в купеческой семье в Кронштадте родился Михаил Осипович Бритнев, человек, обладавший букетом удивительных качеств. Он – и купец, и судовладелец, и инженер-судостроитель, и изобретатель первого в мире ледокола и одновременно – духовно одарённый человек, самоотверженный общественный деятель.
С 1840 года он занимался предпринимательством, построил несколько плавучих кранов своей конструкции для разгрузки судов (позднее эту идею взяло на вооружение военно-морское ведомство). Он первым организовал регулярное пароходное сообщение Кронштадт – Ораниенбаум. В 1868 году основал в Кронштадте своё судостроительное, литейное и механическое производство. Построенные им пароходы долгое время плавали на Енисее, Лене и Байкале. В 1869 году открыл первую в России водолазную школу.
Главное событие, которым он прославился на весь мир, произошло в 1864 году. Чтобы продлить навигацию, Михаил Осипович переоборудовал свой пароход  «Пайлот» в ледокольное судно. Форштевень (носовая часть) был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну взбираться на лёд, ломать его своей тяжестью и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами. За 27 лет эксплуатации ледокол не имел ни одного повреждения.
В 1870-71 гг. на Европу обрушились сильные холода, замёрзли многие порты Балтийского и Северного морей. Первым забил тревогу гамбургский порт и послал в Россию своих инженеров посмотреть, как работает русский ледокол. Увиденное произвело сильное впечатление на немцев, они купили у Бритнева чертежи и построили несколько точно таких же ледоколов у себя. Потом примеру Гамбурга последовал Любек, а далее Дания, Швеция, США и Канада. Создатель первого в мире арктического ледокола «Ермак» С.О. Макаров высоко ценил М.О.Бритнева и считал его своим предшественником.
Много сил Михаил Осипович отдавал общественной работе. Будучи потомственным почетным гражданином Кронштадта, он всю свою жизнь заботился о нуждах родного города и его жителей: избирался Городским головой, был учредителем Андреевского приходского попечительства и председателем попечительского совета Андреевского детского приюта. Он «отличался отзывчивостью на всякую благотворительность и состоял членом не только всех благотворительных учреждений в городе, но даже и многих в Петербурге, где избран в почетные члены и председатели», – так писал «Кронштадтский Вестник» уже после его смерти.
Умер Михаил Осипович 26-го мая 1889 года. В некрологе, опубликованном в «Кронштадтском Вестнике», говорилось: «Несмотря на долголетнюю деятельность, М.О. Бритнев не приобрел себе большого состояния, так как был настолько честен и добр к ближнему, что для своего семейства оставил самое ограниченное состояние».
Проводить покойного в последний путь собрались члены Городской Думы, военные чиновники, благотворители, дети из приютов при Доме призрения и Андреевского попечительства, кронштадтское купечество, члены правления общества спасения на водах, мировые судьи, думские гласные, члены совета «Дома Трудолюбия», Андреевского приюта, шведско-норвежский вице-консул и многие другие. Газета писала: «…было много приезжих из столицы и Ораниенбаума, так что церковь была переполнена молящимися, а также и на улицах стояли массы желавших проводить и отдать последний долг своему уважаемому согражданину».
Отпевали М.О. Бритнева в Успенской церкви при Городской Думе, а затем во всех церквях по пути следования похоронной процессии совершались литии. Службы проводились при участии о. Иоанна Сергиева.
Похоронили М.О. Бритнева на кронштадтском православном кладбище. Увы, в советское время могила его была утрачена, и определить точное место его захоронения не представляется возможным. Но что мешает установить памятник этому великому изобретателю и великому гражданину России от благодарных кронштадтцев? Или таковых в Кронштадте уже не осталось?