Каноническое учение Православной Церкви о Таинстве Брака

Святым Отцам Шестого Вселенского Собора было угодно подтвердить прежнюю церковную практику по этому вопросу. Правило 72-е, принятое ими, гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа».
Авторитетный толкователь канонов епископ Никодим (Милош), разъясняя данное правило пишет: «На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне Православной Церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в Христианской, Православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять Православную веру и тотчас это обещание и исполнит. Это — строго каноническое учение Православной Церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков Православной Церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда».
Между тем, в наше апостасийное время некоторые пастыри и архипастыри пытаются пересмотреть вековые установления Церкви. Так, по информации СМИ, 3-4 октября 2011 года в Берлине состоялось совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии. В совещании приняли участие три иерарха — правящий архиерей Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископ Марк, правящий архиерей Берлинской епархии Московского Патриархата архиепископ Феофан и викарий Германской епархии Русской Зарубежной Церкви епископ Штутгартский Агапит. На совещании присутствовали 80 священнослужителей.
Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин прочел доклад о нормах церковного права «Каноны и их роль в жизни Церкви». Во второй день совещания, после Божественной литургии в Покровском храме, протоиерей Владислав Цыпин продолжил тему предыдущего дня, выступив с докладом «Канонические вопросы, связанные с таинством брака и семейной жизнью». Последовала оживленная дискуссия. В соответствии с практикой обеих епархий была оговорена возможность совершения венчаний с инославными.
«При обсуждении вопросов, связанных с таинством брака и инославных или гражданских форм узаконения супружеской жизни, — говорится в резолюции пастырского совещания Русской Православной Церкви в Германии — Берлинской епархии Московского Патриархата и Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, — выявилось неоднозначное восприятие этих форм. Это вызвало озабоченность части присутствующих на собрании, пожелавших внести большую ясность в теорию и практику подхода к вопросу не только брака, а и признания таинств, совершаемых и признаваемых как действительных, но вне Православной Церкви».