КАК СПАСТИСЬ

Как спастисьБолее 300 лет тому назад, в 1641 году, вышла книга, написанная афонским иноком Агапием (Ландосом). Книга называлась «Грешных спасение». Она была переведена на разные языки, многократно переиздавалась на протяжении всего этого времени и неизменно пользовалась огромным спросом у читателей. Работой с этой книгой начинался монашеский путь великого Оптинского старца преподобного Амвросия, сияющего ныне в лике святых.
Когда он, 26-летний Александр Гренков, поступил 8 октября 1839 года в Оптину пустынь, там славен был старец преподобный Леонид Оптинский, в схиме Лев, которому отпущено было Богом прожить на земле еще только два года.
Великий старец Лев дал первое послушание будущему великому старцу Амвросию — переписать книгу «Грешных спасение». Не просто прочитать ее и ознакомиться с ней, но переписать, чтобы сказанное в ней прочно и навсегда запечатлелось в сердце, — так важны изложенные в ней истины.
В христианской науке о спасении нет сложных терминов, нет мудреных слов, понятных зачастую лишь узкому кругу людей.
Здесь же все очень просто и ясно: добро и зло, грех и добродетель, гордость и смирение, нерадение и подвижничество. Все это понятно и некнижным рыбакам, и простецам, и малым детям, ибо Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины (ср.: 1 Тим. 2, 4). Нужно только желание спастись. Нужно только возненавидеть зло и возлюбить Бога, хорошо выучить золотые правила Божественной науки спасения и, с помощью Божией, неотступно следовать им в своей жизни. И сегодня знаменитая книга находит своего читателя.
Настоящее издание книги «Грешных спасение» составлено монахами греческого монастыря Утешителя (Параклита) специально для современного читателя: она несколько сокращена и изложена совершенно понятным для нас языком. Да напечатлеются же и в вашем сердце мысли, изложенные в ней, и да послужит она сохранению и спасению души вашей и непрерывной преемственности истинно православной, святоотеческой традиции.
                                                                                                                                              От составителей З.И. Пейкова 
Как спастисьВ основу настоящей книги лег труд известного мыслителя и подвижника благочестия, святогорца Агапия «Спасение грешных». Инок Агапий, в миру Афанасий Ландос, родился в конце XVI века (после 1580 года) на Крите, в городе Хандак, сегодняшнем Ираклионе. Биографические сведения об иноке Агапии весьма скудны и скромно сокрыты в недрах его сочинений. Смиренный подвижник всегда старался оставаться в тени, не стремился к общению со знаменитостями своей эпохи и стяжанию высоких церковных чинов.

Агапий всецело посвятил себя проповеди слова Божия и заботе о спасении душ ближних. Достоверно известно, что еще юношей Афанасий Ландос обучался греческой и латинской литературе на Крите, где в ту эпоху образование находилось на очень высоком уровне. Существует предположение, что он также прошел курс обучения в Италии. Однако, как бы там ни было, смело можно заключить, что уже в юном возрасте Агапий получил блестящее образование. На протяжении двух лет он служил секретарем крито-венецианского мыслителя Андрея Корнару (1548–1617), основателя академиии Страваганти. Точно не известно, когда Афанасий Ландос покинул мир и удалился на Святую Афонскую Гору.

Согласно сведениям историка Матвея Параника, уже в 1610 году Афанасий был хорошо известен в Уделе Пресвятой Богородицы — на Святом Афоне — как преподаватель греческого языка. На протяжении двух лет юный аскет подвизался в Великой Лавре. Затем он странствовал из одной киновии в другую, но ни в одной из них не задержался. Вот что в эпилоге к житию преподобного Афанасия Афонского пишет об этом периоде своей жизни сам инок: «В этой дивной обители святого Афанасия Афонского провел и я два года, когда удалился на Святую Гору, чтобы обучиться уставу общежительного монастыря и испытать себя, смогу ли стать монахом. Не достигнув заветной цели — я так и не смог положить поклон[1] ни в этом, ни в другом священном общежитии, ибо по своей природе я вспыльчив… — я купил отдаленную каливу[2], в которой и подвизался, чтобы жить по своему уставу и иметь возможность свободно передвигаться, ибо тот, кто положит поклон в киновии, не имеет права покинуть ее, а у кого есть терпение нести послушание старшим… тот считается мучеником».
Неопределенно упоминаемой им келией является калива святых Архангелов, находившаяся в окрестностях скита Малой святой Анны. Там, согласно святогорскому преданию, инок Агапий предался глубокому изучению богословия и написал книгу «Спасение грешных». Богатый материал для своих трудов он черпал из библиотек Святого Афона и привезенных им с собой греческих и латинских книг. Параллельно с писательским трудом Агапий успешно исполнял работу библиографа и учителя. Агапий, неравнодушная и человеколюбивая душа, не замедлил возложить на себя крест проповеднической миссии, авангардистской для той эпохи.
Он часто посещал селения, замки и различные обители с целью поддержания и укрепления многострадального православного народа и его духовного окормления. «В то время, когда латиняне и протестанты без устали распространяли свои идеи, — замечает один из исследователей той эпохи, — греческий народ оставался без просвещения. Не было учителей, способных наставлять и утверждать его на пути Православия. Не было образованных священников, которые просвещали бы его. Поэтому Агапий принял решение дать то, чего народу не хватало…»
Делал он это сугубым образом: живой проповедью и изданием духоносных книг. Его книги, написанные простым, доступным языком, с одной стороны, просвещали народ и утверждали его в истинной вере, а с другой — являлись незаменимым пособием для священников в их пастырском служении. Местами проповеднической деятельности Агапия (помимо которой, как он упоминает в своем труде «Геопоникос», неутомимый инок еще и врачевал), были его родина Крит, Пелопоннес, острова Лемнос, Скирос, Андрос, Сифнос, Кифнос, Патмос, Кифира, Керкира, а также города Янина и Арта.
По нуждам книгоиздания черноризец Агапий оказался в Венеции, которую он в период с 1640 по 1656 год посетил в общей сложности трижды. Там он издал книгу «Спасение грешных», а также свои труды «Рай», «Избрание», «Псалтирь», «Богородичник», «Геопоникос» и другие.
После смерти Агапия, случившейся в Венеции 18 февраля 1656 года, вышли в свет еще три основных его труда: «Кириакодромион», «Новый рай» и «Руководство для христианина». Эти книги не раз переиздавались и имели огромный успех среди людей. Согласно свидетельству историков, на протяжении двух веков они явились единственным руководством в духовной жизни порабощенного греческого народа. «Спасение грешных» — это, как мы уже сказали, первый труд монаха Агапия, изданный в Венеции в 1641 году и посвященный Пресвятой Деве Марии. Название книги означает одно из основных благодатных действий Присно девы — спасение грешных. Цель этой книги — помощь грешным в их спасении.
Агапий простым и доступным языком учит христиан, как нужно жить согласно заповедям Божиим и учению Церкви. В период турецкого владычества книги, подобные этой, были большой редкостью, и поэтому «Спасение грешных» сразу же стала излюбленной книгой для каждого православного грека. Популярной она оставалась и после национального возрождения Греции. Ее успех был изумительным: дважды она издавалась самим Агапием (1641 и 1647), после же его смерти и до сегодняшнего дня она была переиздана сорок раз! Эта книга переведена на арабский, румынский (глубоко повлияв на всю румынскую литературу), турецкий и другие языки.
Для написания книги «Спасение грешных» были использованы различные источники и пособия: Священное Писание, синаксари, аскетические рассказы, труды святых отцов Церкви и латинских писателей. Однако в трудах Агапия нет и намека на стремление автора услужить папской идеологии. Напротив, в его произведениях содержатся выражения, четко отражающие и исповедующие православную веру. Характерны слова автора из предисловия к первому изданию книги «Спасение грешных»: «Обо всем, во всем и после всего, аще обретется какое выражение, слово или незначительная буква в сей книге либо в какой другой, противоречащие Святой Божественной Соборной и Апостольской Церкви Греческой, то я стираю сие и уничтожаю, ибо никогда не желал подобного. Заявляю об этом, ибо слова сии я почерпнул из книг латинских и греческих.
И ежели что по сей причине либо по скудости моего образования обрящется, да будет исправлено оно наставником праведным, имеющим ведение от Бога, а не по страсти, зависти и осуждению. Я же верую и исповедую предреченное пророками, преподанное апостолами и очевидцами Слова и переданное богоносными отцами и учителями нашими». Помимо свидетельства самого Агапия, сохранилось и одно послание, составленное «во страхе Божием» восьмью отцами Святой Горы 15 апреля 1671 года в Константинополе и опубликованное в 1885 году А. Пападопуло-Керамевсом.
Этим посланием подтверждается, что монах Агапий, «уже отошедший к Богу, подвизался на Святой Горе примерно и свято, как о том свидетельствуют его труды и подвиги. Сие подтверждает и его книга под названием „Спасение грешных», которая просвещает в православном учении добрых христиан и наставляет на путь спасения, являясь достойным отпором учению еретиков кальвинистов».
И наконец, неоспоримым свидетельством праведности Агапия служит то, что видные православные мужи Церкви XVIII века, такие как Мелетий Афинский (1661–1714) в своем труде «Церковная история», святой Косма Этолийский (1714–1779) в пятой книге его сохранившегося труда «Учения» и святой Никодим Святогорец (1749–1809) во многих местах составленного им «Синаксаря», похвально отзываются об Агапии Критянине и его труде. Изложенные нами далее главы взяты из первых двух частей книги монаха Агапия «Спасение грешных».
Первая часть посвящается грехам и страстям, скорбям и тщетности сего мира. Вторая — нашим обязанностям пред Богом: любви, посту, молитве, исповеди, Божественному Причастию, памяти о смерти, рае и аде. Третья часть книги «Спасения грешных», не включенная в настоящую книгу, посвящена чудесам Пресвятой Богородицы. Мы верим, что душеполезные и благодатные глаголы инока Агапия помогут читателям, как писал сам прославленный черноризец-мыслитель, в брани за «спасение души, желаннее которого нет ничего на свете».
Введение. Монастырь Утешителя (Параклита)