КАК ДОЛЖНО ЧИТАТЬ ИЛИ СЛУШАТЬ СВЯТОЕ ПИСАНИЕ?

Как должно читать или слушать святое писание?I. Ныне св. церковь совершает память одного из семи диаконов, св. апостола Филиппа.
Св. апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Иудеи, видя, что число верующих все умножается, начали жестоко преследовать церковь Божию; они побили каменьями архидиакона Стефана, и тогда все верующие, кроме двенадцати апостолов, оставили Иерусалим. Но гонение это послужило только к большему распространению слова Божия, потому что верующие стали проповедывать в разных городах, и везде Бог помогал им утвердить святое учение Его. Св. Филипп, оставив Иерусалим, прибыл в Самарию и там усердно проповедывал Христа.
Однажды, ангел Божий сказал Филиппу: «встань и поди по дороге, ведущей к Газе». Филипп повиновался и на дороге встретил одного эфиопского вельможу. Он ездил в Иерусалим для поклонения Богу, ибо многие из чужестранцев веровали тогда закону Моисея. Сидя в колеснице, он читал пророчество Исаии, и именно то место из 53 й главы, в котором пророк так ясно указывает на Христа: «как овца веден Он на заклание, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничтожении Его совершился суд Его. Но род Его кто изъяснит? хотя вземлется от земли жизнь Его?» (Ис. LIII, 7, 8). Эфиопский вельможа не понимал, о ком говорит пророк; но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святый внушил Филиппу пристать к колеснице и заговорить с вельможею. Узнав, что тот читает пророчество Исаии, Филипп спросил, понимает ли он, что читает; «нет», отвечал вельможа, «объясни мне». Он попросил Филиппа сесть с ним и спросил, о ком говорит пророк – о себе, или о другом? Филипп тотчас же объяснил смысл пророчества и благовествовал вельможе о Христе. Тот слушал со вниманием. Между тем подъехали к воде, и вельможа сказал Филиппу: «вот вода! что мешает мне креститься?»,
– «Можно, отвечал Филипп, если веруешь от всего сердца».
– «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», отвечал тот.
Остановили колесницу. Оба вышли; Филипп окрестил эфиоплянина, и Дух Святый сошел на вновь уверовавшаго. Тогда ангел Божий взял Филиппа, а вельможа продолжал путь свой с радостию.
II. Какими чудными путями распространялось святое учение! Как милостиво Господь наставлял тех, которые желали служить Ему! Как Он помогал им! Точно так помогает Он и теперь всем тем, которые искренно желают узнать волю Его, чтобы, узнавши, исполнять ее. Как некогда эфиопскому вельможе, так и каждому из нас нужна помощь Божия при чтении священного писания. Многое в нем недоступно и для самых ученых, самых образованных людей, ибо ум человеческий не может уразуметь всего величия Божества; но тем, которые со смирением и любовью приступают к чтению священных книг, Бог помогает уразуметь то, что нужно для них. Потому, братия, помыслим о том, как нам должно читать или слушать священное писание, чтобы получать истинный плод, ко спасению душ своих.
а) Приступая к чтению или слушанию священного писания, мы должны помышлять, что это не человеческое учение, что это слово Божие, которое постоянно и неизменно. Господь говорит: «дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» (Матф. 5, 18). Еще говорит Господь: «глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть» (Иоан. 6, 63). Апостол учит: «всяко писание Богодухновенно есть» (2Тим. 3, 16).
б) Так и Сам Иисус Христос и апостолы свидетельствуют о Божественном достоинстве священного Писания, о том, что оно написано Духом Божиим; что предлагаемое в нем учение неизменно, и есть «слово Божие живое и действенное» (Евр. 4, 12), и спасительное для всех верующих и соблюдающих его. Поэтому каждый раз, как хотим читать или слушать священное писание, мы должны собираться в себя и питать в себе благоговение и молитву к Богу, и просить Бога, чтобы Он даровал нам Духа Своего, к уразумению того, чему научает нас в священном писании. «Душевен же человек», учит Апостол, «не приемлет, яже Духа Божия; юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется» (1Кор. 2, 14). «Душевный человек», есть такой человек, который не имеет в себе Духа Христова, который и мыслит и действует по понятиям своего естественного разума, непросвещенного верою в Иисуса Христа. Такой человек «не принимает того, что от Духа Божия (не понимает и не верует), потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь (своим естественным смыслом), потому что о сем надобно судить духовно» (при помощи Духа Божия, просвещающаго нас к уразумению таин спасения).
в) При этом надобно удаляться от грехов, явных и тайных; надобно питать в душе чистыя мысли, благочестивыя чувствования и желания, чтобы таким образом приготовлять себя к принятию Святаго Духа. Необходимо питать в душе чувство смирения и преданности Господу, чтобы с детскою верою принимать учение слова Божия, а не умничать и не пытаться постигнуть те глубины таин Божиих, которые от нас сокрыты. Иисус Христос, прославляя Бога Отца, говорит: «исповедаютися» (славлю Тебя), «Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Матф. 11, 25). Так, братия, и мы должны всегда хранить себя чистыми от грехов души и тела, чтобы Дух Святый осенял нас и даровал нам благодать разумения; должны слушать и читать слово Божие с глубоким смирением, с детскою простотою и несомненною верою, внимая священному писанию, как истинному слову Божию, или глаголам Господа Иисуса Христа и Святаго Духа.
г) Читая или слушая священное писание, старайся понимать его так, как понимает и изъясняеи его святая православная церковь, или как разумели и раскрыли его святые отцы и учители вселенской церкви. Читая священное писание, при свете веры, многое ты будешь понимать; а чего не понимаешь, того не берись изъяснять, если к этому не приготовлен, а ищи разрешения своих недоумений у пастыря или учителя церкви. Иисус Христос избранных учеников Своих, которых наименовал апостолами (Лук. 6, 13), преимущественно пред другими научал тайнам царствия, объяснял им писания, сообщил им дар «разумети писания» (Лук. 24, 45), и послал их возвещать евангелие по всей вселенной: так и ныне предназначаемые к прохождению пастырского служения особенно приготовляются к уразумению священного писания и таин спасения, и, по установлению Самого Господа, принимают особую благодать, в таинстве священства, сообщающую им право и силы к прохождению сего высокого и многотрудного служения. Так, читая или слушая слово Божие, принимайте учение с благоговейною верою; а встречая недоумения, будьте осторожны: не решайте недоумений сами собою, как вам кажется, чтобы не согрешить против истины, и тем не оскорбить Святаго Духа, действующаго чрез слово Божие; а просите разрешения у своих пастырей, и принимайте их слова с доверием, как слова церкви, потому что они будут говорить вам не по своему мнению, а так, как учит вселенская церковь, как учили святые отцы и учители православной церкви, или как определили святые православные соборы.
д) И каждый раз, как читаем или слушаем священное писание, всегда надобно нам питать в своей душе искреннее желание и твердую решимость, усовершаясь в познании спасительного учения, вместе усовершаться и в христианских добродетелях, стараясь всеми силами исполнять заповеди Божии. Слышишь или читаешь о величии Бога Вседержителя, о Его всемогуществе, премудрости, благости и других безпредельных Его совершенствах, также о Его великих и неизобразимых делах, о творении мира, о управлении миром, о Его особенном промышлении о человеке, – благоговей и прославляй великого и безпредельного в Своем величии Бога, Творца, Промыслителя всего мира и Спасителя рода человеческаго. Слышишь глас Господа Иисуса, призывающий на путь спасения, или заповедующий соблюдать ту или другую заповедь: возгревай твою ревность к исполнению заповедей Христовых. С таким расположением и с такою ревностию к усовершению себя в познании Бога и совершенств Его, в любви к Нему и в исполнении заповедей Его должно всегда слушать и читать священное писание, и, соблюдая это правило, вы каждый раз будете получать плод назидания ко спасению.
III. Братия! Слушайте и, кто может, читайте священное писание усердно и с благоговением, и смиренно повинуйтесь наставлениям Духа Божия, в нем говорящаго. Просвещайтесь им, как духовным светом; питайте им сердца ваши, как небесною манною; последуйте ему, как светильнику, сияющему в этом темном месте нашего земного странствования. Господь сказал: «блажени слышащии слово Божие, и хранящии е» (Лук. 11, 28). Так слушая слово Божие и повинуясь ему, и вы блаженны; потому что, последуя учению слова Божия, идете путем спасения и, по окончании земной жизни, надеетесь, по обетованию Господа, наследовать жизнь вечную. Господь говорит: «аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный; и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Иоан. 5, 24). (Сост. с дополн. по «Пропов.» Евсевия, архиеп. могилев., т. I, изд. 1870 г.).