И В МИРУ, И В МОНАСТЫРЕ ЕСТЬ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА

Батюшка добавил к тому, что говорит авва Дорофей о хранении совести в отношении к Богу, людям и вещам: «Еще надо хранить совесть и в отношении к духовному отцу».
Воспитывая в жизни духовной, батюшка любил, чтобы внешне человек не изменялся, оставался бы таким, какой он есть. Нужно смиряться, нужно иметь почтение к старшим, можно говорить слово «простите», «благословите», а в остальном надо оставаться таким, как прежде. «Не одежда делает монаха»,- говорил он.
Нужно избегать плохих товарищей, а то можно привыкнуть к плохому. Сначала для вас будет казаться странным, как это люди делают худое, а потом привыкнете и не станете замечать, что сами плохо делаете, а отвыкнуть будет очень трудно. Вот у одних богатых родителей сын попал в дурную компанию, его затащили на Хитровку, и он привык там болтаться. Родители разыщут его, домой привезут, оденут, обуют, а он недели две поживет и опять туда сбежит. Говорит: «Я там привык и никак не могу измениться».
Когда при отношении с ближними начинается злоба на них, или что-нибудь в этом роде, или обуревает блудный помысел, тотчас же необходимо обратиться с молитвой к Иисусу Сладчайшему, Трифону мученику, святителю Николаю и к своему святому. А в тяжелых случаях тотчас погрузиться в чтение Евангелия и других святых книг и постараться пережить то, что в них написано,- и так направить мысли в другую сторону. Очень полезно призывать в это время имена родителей и духовного отца.