История Чеченского и Ингушского христианства

Эта статья посвящается тем, кто уверен, что вайнахи (современные чеченцы и ингуши) никогда не были христианами. История этого кавказского края говорит об обратном, итак:
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЙНАХСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Вайнахи (чеченцы, ингуши и бацбийцы) — автохтонное население Центрального и Северо — Восточного Кавказа. В религиозном отношении сегодня они, как известно, исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба (тарикаты накшбандийя и кадирийя). Однако история религиозных воззрений вайнахов достаточно сложна.
Первоначально вайнахи, несомненно, были язычниками и имели автохтонный пантеон. Однако сложность вопроса заключается в том, что при имеющихся свидетельствах об истории вайнахов мы не можем представить себе вайнахское язычество без христианских элементов, «вросших» в сам концепт языческих верований вайнахов, в их структуру.
Это объясняется тем, что вайнахи испытали на себе немалое влияние христианства, более того, они, как и многие другие кавказские народы, несколько веков считались христианами. Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в., преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них — храм Тхаба — Ерды (ТкъобIa — Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби — Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни — в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т.д.
Наиболее интересный памятник средневекового вайнахского христианства — храм Тхаба — Ерды. Он был возведен приблизительно в XII в., видимо, грузинскими мастерами при сотрудничестве с местными вайнахами. Надпись на нем гласит, что выстроил его Давид при епископе Георгии. Тхаба — Ерды богато украшен различными рисунками, петроглифами, барельефами, носящими местный характер. Само название церкви «Тхаба — Ерды» переводят то как «Святой двух тысяч», то как «Святой Фома», точно выяснить генезис названия достаточно сложно. Видимо, более всего по смыслу подходит последнее — «храм святого Фомы».
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г., говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы «Хунзов» (хунзахских аварцев) и «Нохчиев» (чеченцев). Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
По свидетельству И. Цискарова («Записки о Тушетии», 1848 г.), один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали «персияне» и обратили вайнахских горцев в ислам. Из этого становится очевидно, что мелхистинцы или жители Шаро — Аргунского ущелья в начале-середине XVIII в. все еще исповедовали христианство и справляли соответствующие обряды. (Генко, 1930). Однако, уже в конце XVIII в. горцы были либо язычниками, либо мусульманами — посланный в ингушские горы в 1798 г. для «евангельской проповеди» о. Стефан Гаврилов в 1799 г. был там убит.
Христианство оставило много следов в культуре нахских народов. Скорее всего благодаря ему в вайнахском язычестве оформился концепт главного, единого Бога — вседержителя и творца (чеченский «Дала», ингушский «Даьла»). Некоторые названия дней недели в чеченском и ингушском языках — христианского происхождения. К примеру, «пятница» — чеченская «пIepacка», ингушская «пIaьраска» — происходят от «параскева». Чеченское слово «жаар» и ингушское «жIapг» — «крест» идут от грузинского «джвари».
Действительно, христианство со временем забылось в Чечне и Ингушетии, но вайнахи — язычники продолжали использовать христианские храмы как языческие святилища, относясь к ним с сакральным страхом и благоговением. Еще в ХIX в. в ингушском храме Тхаба — Ерды сохранялось древнегрузинское Евангелие, к которому горцы относились с трепетом, боялись прикоснуться к нему. Богослужебная книга хранилась и в святилище Маго — Ерды в Ингушетии. Аналогичные случаи отмечались не только у вайнахов, но и у кабардинцев, абазин и других северокавказских народов. Об этом упоминал еще С. Броневский в 1823 г.Известно, что вплоть до ХХ в. плоскостные чеченцы именовали обитателей горной полосы Чечни и Ингушетии — «ламан кераста», что переводится как «горные христиане». Это относилось и к аккинцам, и к мелхистинцам, и к другим тукхумам горных вайнахов.