ДОЛГ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ — ПРИ­ВОДИТЬ ДЕТЕЙ СВОИХ К СПАСИТЕЛЮ

Долг матерей и отцов — при­водить детей своих к СпасителюПустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк. 18, 16)
Однажды вечером, после трудового дня, проведенного Господом Иисусом Христом в непрерывной проповеди и беседах с народом, с фарисеями и учениками, пришли к Нему матери со своими детьми и хотели подвести их к Нему, чтобы Он благословил их. Ученики не хотели уже беспокоить Спасителя и не допустили матерей; тогда Иисус Христос сказал вечно памятные слова: пустите детей приходить ко Мне. В этих словах выражена сущность обязанностей христианских родителей к своим детям, именно: долг матерей и отцов — при­водить детей своих к Спасителю.
Но как же, скажут, делать это, когда Спаситель самолично не проповедует ныне на земле? Это достигается тем именно способом, когда родители приводят чад своих к соеди­нению со Христом Спасителем посредством веры в Него, Таинствами Святой Церкви, наса­ждением в сердцах детей пламенной любви к Нему и послушанием учению Его. Путь к этому — христианское воспитание детей.
Общая жалоба в наше время что большая часть наших детей, не говоря о юношестве, плохо воспитывается; сами родители много и часто жалуются на это. И жалобы эти, к сожа­лению, вполне основательны.
Недомогание, болезненность в нашем воспитании выше всякого сомнения. Болезнь же не следует запускать, болезнь нужно лечить. А когда хотят лечить больного, то прежде всего спрашивают у него: что болит, где болит? Спросим и мы: что «болит» в воспитании детей?
Кому приходится обращаться с детьми, те скажут нам, если будут добросовестны, что в нашем юношестве прежде всего бросается в глаза запущенность в религиозном отноше­нии. Законоучители учебных заведений поведают нам, что часто поступают в школу такие дети, для религиозного развития которых в семье почти ничего не сделано; нет в детях страха Божия, нет у них религиозных навыков и привычек. Спросишь иногда такое дитя: «Молишься ты Богу?» — и получаешь в ответ: «Никто дома со мной не молится». Уроки законоучителя в школе не встречают содействия в семье родителей. Нет почти возможности устроить правильное посещение детьми церковного богослужения. В детях уже замечается равнодушие, неохота к молитве и хождению в церковь. Нередко можно слышать из уст детей старшего возраста, обучающихся в школах, дерзкие речи о предметах веры, божбу, ложь, непристойные ругательства и даже проявление неверия.
Далее, в детях нашего времени замечается недостаток тех добрых качеств, кото­рые должны украшать детский возраст. О двенадцатилетнем Иисусе читаем: он ходил с родителями в Иерусалимский храм и повиновался им, возрастал мудростью и благодатью, а также и возрастом у Бога и людей. Это образец для всех детей; Ему должны они подражать. Но так ли бывает? Вы не станете, думаю, спорить со мной, если я вам перечислю хоть неко­торые недостатки нынешних детей, на которые вы сами жалуетесь.
Прежде всего, вы указываете на отсутствие в детях скромности, на грубость, своенра­вие, дерзость, дикость. Стоит только взять во внимание непочтительное обращение детей с родителями, учителями и старшими… Вы сами жалуетесь на непослушание, на лживость детей; вы сами не скрываете их легкомыслия, которое не хочет заняться никаким серьезным делом; вы сами указываете на рассеянность, страсть к удовольствиям, на испорченность дет­ского сердца, на то, что дети уже знакомы с тем, что и взрослыми честными людьми произ­носится с краской на лице и что, по словам апостола, не должно быть именуемо у христиан. Но кто же виноват во всем этом?
Верный и короткий ответ на этот вопрос будет такой: если дети дурно воспитаны, то большая часть вины падает на родителей. Не многие, конечно, родители согласятся с этим; большинство же говорит и думает, что они добросовестно исполняют свои обязанности. Но кто же в таком случае виноват, если дети ваши не так воспитаны, как бы следовало? Может быть, станете жаловаться на Бога? Но Бог все устроил, чтобы сделать возможным доброе воспитание ваших детей. Он от начала установил брак и сделал неразрывным брач­ный союз, чтобы отец и мать своей совокупной любовью к детям направляли их к добру. Господь Иисус Христос возвысил брачный союз в Таинство, даруя родителям необходимую благодатную помощь к исполнению обязанностей христианского воспитания детей. Он дал ребенку Ангела-хранителя; в Таинстве Крещения смыл с души его первородный грех, и в Таинстве Миропомазания снабдил его особенными благодатными силами, так что всякое посеянное доброе семя должно восходить и расти, если только родители содействуют сему; в Таинстве Причащения они теснейшим образом соединяются со Христом, укрепляют свою духовную жизнь и получают залог вечной жизни. Что же еще больше мог сделать Бог, чтобы облегчить родителям их задачу? Нет, не в Боге вина, если воспитание не удается, если дети наши плохи.
Но, может быть, виноваты законоучители и учителя? На это отвечу словами одного древнего языческого писателя (Квинтилиана): «Дети не в школе получают испорченные нравы, но приносят их с собой в школу. Обыкновенно зло приходит от родителей, которые подают им дурной пример в самом раннем возрасте. Дети слышат и видят в доме такие вещи, которые должны бы долго в их жизни оставаться неизвестными; многое беззаконное и гре­ховное становится рано для них привычкой; бедные дети делаются порочными прежде, чем узнают, что такое порок». Это верно; поступившие в школу дети, с которыми приходится заниматься законоучителю и учителю, уже часто бывают испорченными в доме и приносят в школу дурные навыки, привычки, как, например, ложь, обман, скрытность, дерзость в обра­щении и т. п. Да и что в короткое время пребывания в школе могут сделать законоучитель и учитель, когда бывает так, что в семье встречается прямое противодействие тому, что вну­шается в школе? Это знает и видит каждый законоучитель и ничего не поделает против этого.
Но, может быть, вина в самих детях, что они бывают неудачникам? Нет, слушатели! Из ребенка можно сделать, что угодно. Его душа подобна мягкому воску; на ней можно начер­тать образ Божий или образ диавола. Каждый человек становится тем, к чему его воспиты­вают. Часто родители называют своих маленьких детей ангелами, но превратным воспита­нием делают все, чтобы из них вышло существо, совершенно противоположное ангелу.
Но, скажете, что в некоторых детях имеются дурные наклонности?
Действительно, это часто бывает, как следствие первородного греха: иное дитя явилось на свет с такой или иной наклонностью ко злу; иное дитя от природы строптиво, самолю­биво, сердито, лениво; но не забывайте, что это в нем наклонность и расположение ко злу. Для того и воспитание существует, для того и родители, чтобы не допустить развиться этим наклонностям. Посредством «дрессировки» можно укрощать ведь и львов и гиен, которые как бы забывают свою лютость и свирепость; почему же у разумного человека нельзя обуз­дать злых наклонностей «добрым воспитанием»? Они становятся только тогда пороками, когда оставляют их расти беспрепятственно, не сдерживая их здравым христианским вос­питанием.
Но скажете: «мой мальчик, моя девочка такие прекрасные были дети, но от своих това­рищей и подруг они усвоили дурные привычки и пороки, каких прежде не имели»; значит, виной всему соблазн, пример. Но хотя бы и так, — скажите, однако, кто виноват в том, что дети ваши вступают в знакомство и ведут компанию в нехорошем обществе?
Разве не входит в обязанность родителей смотреть, с кем ведут дружбу дети их? Хоро­ший ли то пастух, который смотрит, как стадо его идет, куда хочет, и потом часть его застря­нет в болоте? И если родители предоставляют своим детям свободу идти, куда и к кому хотят, на ком же ответственность за испорченность детей? Конечно, ни на ком больше, как на родителях.
Посмотрим еще, не могут ли родители свалить вину дурного воспитания на пагубный дух времени? Многие родители это и делают, жалуясь: «Время стало ныне гораздо хуже прежнего; прежде, когда мы были еще молоды, было совершенно иначе: было больше страха Божия, дети слушались родителей и почитали их гораздо больше». Нельзя отрицать, что в этих словах много правды.
К сожалению, нынешнее время и господствующий дух времени действительно нехо­роши: признание авторитетов ныне не в обычае, уважение к духовной и светской власти, почтение к учителям и старшим не у многих ныне обязательны. К сожалению, несомненный факт, что злой дух времени оказывает свое влияние на детей, особенно на обучающееся юно­шество. Но неужели родители ради этого свободны от обвинения? Разве нет никакого сред­ства защищаться от этого духа времени и воспрепятствовать пагубному влиянию на детей?
Скажите сами: если на дворе дует холодный ветер, не притворяете ли вы дверей и окон, чтобы холодный воздух не врывался в комнату? Так и злому духу времени можно преградить доступ в семью христианским воспитанием и порядками дома. Конечно, если сами роди­тели, особенно отцы, благоговеют перед духом времени, думают, что нельзя плыть против течения, тогда и дети не могут защититься от вредного влияния его.
Если отец из числа так называемых либералов и прогрессистов, или эволюционистов, если он не обращает внимания на религиозные свои обязанности, церкви почти никогда не посещает, презрительно или иронически, даже в присутствии детей, отзывается о религиоз­ных предметах, то он не может ожидать, чтобы дети имели к нему самому большее уваже­ние; потому что если родители не хотят почитать Бога и святой Его Церкви, не признают авторитетов, то как дети будут признавать авторитет отца или матери? Или если родители в присутствии детей глумятся над существующими церковными и христианскими поряд­ками, поносят духовную и светскую власть, хулят и бранят свое начальство, критикуют его распоряжения, то естественно детям терять уважение к родительской власти. Поэтому, если хотите, чтобы пагубный дух времени не заражал ваших детей, то не допускайте его прежде к самим себе, твердо держась закона Христова и учения Православной Церкви.
Думаю, достаточно ясно показано, что большая часть вины лежит на вас, родители, если ваши дети не так воспитаны, как должно быть.
Что я говорю, подтверждается и Словом Божиим, потому что в нем говорит Святой Дух — дух Истины: «Не хвали человека прежде смерти его, — сказано еще в Ветхом Завете, так как человек узнается по детям своим». По образу жизни детей, значит, узнаются роди­тели, а также их деятельность в воспитании детей; и в языческом мире родители были ответ­ственны за проступки своих детей. Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за известные проступки сыновей и дочерей были наказываемы отцы и матери. Почему?
Потому что родители добрым воспитанием могли и должны были предотвратить про­ступки детей своих. Философ Диоген ударил по щеке отца, сын которого говорил в присут­ствии его беспутные речи. За что? За то, что отец не воспитал своего сына так, чтобы тот стыдился произносить подобные речи.
Итак, вы видите, слушатели, что именно родители виновны перед Богом, если дети их не таковы, какими должны быть. Когда вы видите в саду одичавшее дерево, то никому из вас не придет на ум бранить дерево, так как владелец сада ответственен за состояние растущего в его саду дерева; равным образом, если кто имеет в своем доме недобрые, не христианские порядки, непослушных, недобрых детей, то он сам ответственен за это. Примите же к сердцу это, все родители! Подумайте об этой ответственности. Ваша задача — привести ваших детей к Спасителю. Пустите детей приходить ко Мне, — говорит Он. Горе родителям, которые препятствуют в этом свои детям; горе родителям, которые своим нерадением в воспитании виновны в поги­бели детей своих. Аминь.