ДЛЯ ЧЕГО НАМ ПОПУСКАЮТСЯ БОЛЕЗНИ?

Для чего нам попускаются болезни?Архимандрит Петр (Кучер) о крестоношении и покаянии. Если попустил тебе Господь болезнь – неси с благодушием, это Промысл Божий о спасении твоего рода. Для чего нам попускаются болезни? Это огонь, поядающий наши греховные похотения, страсти, гордыню, непокорство, т.е. все то зло, которое находится в нашем сердце. Болезнь – это милость Божия. Может, кто-нибудь из вас видел, как обновляются иконы? Это обновление – чудо. Невидимая  рука водит по иконе палочкой, на конце которой горит огонь, наводит брови, делает выразительнее глаза, очищает и осветляет лик и т.д. Одна верующая женщина рассказывала: когда она, стоя на коленях, молилась, то увидела, как невидимая рука обновляла старинные иконы, которые были покрыты нагаром и пылью, и через полчаса эти иконы получились такими, как будто их только что написал иконописец свежими красками. Так вот, наши болезни, скорби, нищета, обиды, поношения – это все и есть та огненная кисть, которая обновляет наши души. Как скульптор делает с резцом и билом статую царя, полководца, писателя, так и Господь высекает из нашего естества скорбями и болезнями небожителя – существо, подобное Богу, как сказано об этом в Библии.

Часто по попущению Божию мы не получаем облегчения недугов от врачей, и тогда, ни перед чем не останавливаясь, летим к экстрасенсам и колдунам – дай мне здоровья здесь и сейчас, хочу жить счастливо и все прочее. Не хотим нести крест, а в Заамвонной молитве, которую читал сейчас священник, сказано: «Всякое даяние благо, всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов». Неужели Бог сотворил нас, чтобы над нами издеваться? Как Карл Маркс, будучи студентом, от нечего делать вырывал у ежиков иголки. Нет, Бог сотворил нас для блага, но, чтобы получить это благо – жизнь Вечную, нам надо уврачевать наши души от греха, а лекарство для этого – скорби и болезни, лишение удобств в нашей жизни, т.е. крестоношение.

Нам не хочется жить дискомфортно. А ведь скорби и болезни – это еще и красный свет, шлагбаум душегубительным нашим страстям, похотям, исходящим от нашего злого произволения и греховности. Крест – помощь Божия, это, скажем так, запрещение грешить и гибнуть. И мы, неся свой крест, как говорит учение Церкви, уподобляемся Христу, в горниле страданий переплавляется наша душа, очищается болезнью, как железо от ржавчины. В советское время школьники собирали металлолом, лежавший по 20-30 лет, его везли на заводы в металлургические доменные печи и переплавляли. Там с него ржавчина спадала в шлак, его сливали, и получалось чистое железо, блестящий металл. Так и здесь, в земной жизни, в горниле скорбей, болезней и печалей, переплавляется наша душа в чистый металл. Так Господь выливает душу без ржавчины для Царствия Небесного, а мы еще упираемся и не желаем этого.
Нужно осознавать, что мы страдаем не просто ради самоуничтожения или удовлетворения гордыни, как йоги, а несем скорби ради Царствия Божия, потому что их попустил Господь, процесс спасения – это особый чин, особое действие. Господь все время ремонтирует наши души, как корабли в доке. В больших портовых городах: Одессе, Севастополе или Новороссийске – корабли после нескольких лет плавания проверяют и ремонтируют. Их поднимают в док из воды, чистят, снимают ржавчину с обшивки корабля, красят и делают другие необходимые работы, чтобы можно было дальше плавать на таком корабле и жить на нем. Так и нас Господь кладет иногда на больничную койку, попускает скорби, чтобы очистить наш корабль от ржавчины и ракушек, т.е. от страстей и пороков. Но, увы, мы этого не хотим: нам сегодня дай пожить, а завтра хоть потоп. Как учил Мичурин – взять от жизни все, именно не попросить у Бога, а взять или отнять у Него. А Господь сказал: «Возьми крест свой и по Мне гряди» (Мк. 8; 34).

Господь на Кресте Своею Кровью омыл и обновил человеческое естество, в которое облекся. Он отремонтировал, преобразил Своим Воскресением тело, которое до пришествия Спасителя было в ракушках и ржавчине, и человеческое естество пошло на небо. Но не каждый из нас войдет туда, а тот, кто будет выполнять волю Божию, будет нести свой крест и пойдет за Христом через Голгофу.

«Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю» (Мк. 8; 35). Знаете, что подразумевается под словом душа? В народе говорят: человек – «душечка». Естество наше называется почему-то душой, это грешный человек, а не душа. Нам пожить бы здесь «счастливо», получить хорошее образование, галстучки носить по последней моде. Сегодняшний человек конца XX – начала XXI века – это и есть так называемая душечка-бесушечка, т.е. человек страстный, плотской, который живет по своим законам и похотениям. «…погубит ю», потому что душа такого человека пойдет в ад, т.к. не прошла спасительного креста, не очистилась в горниле веры, покаяния, болезней и скорбей, т.е. того, что посылает Господь ради нашего спасения.

«А иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8; 35). А ради Господа погубит душу тот, кто болеет и благодарит Бога, вот как блаженная Люба в Брянске – ей где-то 50-60 лет и болеет она от рождения. Фекла под Рязанью тоже лежит и не встает. Или блаженная Матрона, мощи которой находятся в Покровском монастыре в Москве, – родилась слепая! А сколько таких юродивых было, которые безропотно переносили свои болезни и, пролежав 20-30 лет, сподоблялись дара прозорливости.

И вот мы, грешные, приезжаем к ним получить какое-нибудь слово назидания, ведь мы туда едем для того, чтобы узнать, как нашу «душечку» утешить, а не просто как спастись. Чтобы узнать, как спастись, можно никуда не ехать – Евангелие прочитал, проповедь послушал – и все понятно, а тут тянет куда-нибудь съездить – может, человек Божий какое-то «свое» Евангелие прочтет для меня, предскажет, что найду хорошую жену, работу, получу должность, т.е. хочется поехать на поиски земного счастья. А когда скажешь о кресте, то нос повесит, лицо осунется: не то получил, что чаял, за чем ехал, ошибся в своих ожиданиях. А ожидания были, простите, не те: ведь на земле рая не построить, не ждите счастья, ибо земная жизнь – это епитимия. Мы приходим сюда через утробу матери, выходим через смерть. Жизненный путь – это чистилище, где, неся епитимью, мы должны через крест, страдания выжечь страсти, полученные по наследству от наших родителей.
Вот и весь сказ – просто и ясно.