Грех Церкви или грех в Церкви?: О. Игорь Тарасов о том, есть ли сегодня благодать в храмах РПЦ МП

Ноев ковчег – прообраз Церкви
В продолжение публикации: «Поминать или не поминать теперь Патриарха Кирилла? Предостережения верных пастырей от раскола после апостасийных событий в РПЦ»Вопрос: Святые говорили, что после 8 Собора в храмы нельзя будет ходить. Есть ли сегодня благодать в храмах МП? Почему Господь допускает экуменизм? Как Святая и Непорочная Церковь может болеть ересью?

Ответ протоиерея Игоря Тарасова (г. Коломна): В связи с этим стоит всем нам спросить себя: что для нас Церковь? Религиозная общественная организация, зарегистрированная как юридическое лицо в Минюсте, с уставом, собственностью, храмами, административными структурами во главе с Патриархом? – Тогда, действительно, цели, задачи и методы работы определяются только администрацией.

Но Священное Писание раскрывает сущность Церкви иначе. В Ветхом Завете Ноев ковчег – корабль спасения – прообраз Церкви. Он указывает на важные детали ее устройства: Проектировщик и Конструктор – Бог, хотя строится все руками человеков. Капитана и штурвала нет, во время плавания семья Ноя только следит за порядком внутри. Ковчег – не судно, но ящик, и плыть должен только вверх, к Небу, спасая от потопления в бушующем море греха души верных. Ковчег один, и никаких других вариантов спасения в потопе греха нет.

Никакие внешние бури не могут его потопить. А навредить делу спасения могут сами насельники Ковчега, если, вместо тихого и безмолвного жития «во всяком благочестии и чистоте», начинают устраивать в отсеках корабля бучу – модернизировать, перестраивать то, что устроено святыми его строителями от Ноя и Авраама до Василия Великого и Федора Студита, Марка Эфесского и Иустина Челийского, или кидаются прорубать окна, якобы для проветривания – разрушать спасительную ограду Церкви, состоящую из канонов и правил Святых Отцов и Соборов.

Действия этих безумных миролюбцев-реформаторов к гибели Ковчега привести не могут – Господь не допустит: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), а вот смущение в немощные души вносят так, что иные ревнители «не по разуму» начинают с криками «нас предали!» прыгать за борт, на верную погибель…

В Новом Завете сущность Церкви дополняется другим символом: Церковь есть Тело Христово, Он – Лоза, мы – веточки на Лозе. Ствол неохватной мощи, неизмеримой длины, веточек – миллионы. Природные и привитые, они живут только питаемые от Него соками всепобеждающей силы, чистоты и любви. При этом одни цветут пышными райскими цветами святости, другим не до цветов – болеют, но борются с недугами и все-таки растут, а третьи хоть и на лозе (по видимости), но надломились, засохли и завяли. Есть и четвертые – веточки и целые сучья, которые сохраняют еще вид отростков Винограда, отпали совсем и лежат далеко от Лозы.

В этом образе Церкви, нарисованным Самим Христом, где находится попирающий догматы еретик? Где разрушающий границы Церкви экуменист? – У подножия Ствола, в куче сухих веток…

Один духовный писатель ХХ века нарисовал такой образ Церкви: великолепный Храм, заполненный множеством людей, осиянный неизреченным светом, ангельский хор, апостолы, святители, мученики – за Царской Трапезою. Среди них возлежат и еще живущие на земле святые праведники. Пир веры! Вокруг храма тоже многолюдно, на лицах – отсветы из открытых окон, люди вторят поющим и в трепете взирают на ликование внутри храма. Люди поодаль занимаются своими делами, любуясь сиянием храма и обсуждая происходящее в нем. Вдалеке – множество спешащих по неотложным нуждам. Они на ходу прислушиваются к радостным звукам, оглядываются на блистающие зарницы, но даже не останавливаются – некогда, дела!

Где мы в этой картине? По-настоящему в Церкви – только святые, мы же, в лучшем случае, лишь на пороге или у стен ее. Где гордые миролюбцы, «святейшие» и «блаженнейшие» князья, презревшие учение Отцов и церковных канонов? Спешат на экуменические конференции и соборы, и в этом образе Церкви они где-то уже за лесами и морями.

Что и как может осквернить Церковь Христову? Ничто, никак и никогда. Она Свята и Непорочна и пребудет таковой до скончания мира. Согрешает только человек и сам себя маловерием, грехом или ересью отдаляет от сияющего храма (см. также: Ответ критикам «Церкви-организации»: Как устоять в вере, видя уклонение от Православия).

В 2000-летней истории Церкви было много периодов, когда ересь, уже после соборного осуждения (анафематствования), видимым образом торжествовала, когда ее принимали епископы многих областей и даже архиепископ Константинополя, а стоящих в истине сгоняли с кафедр, сажали в тюрьмы и ссылали. Но никогда и никто не дерзал заявлять, что в эти периоды благодать Божия покидала Церковь, хотя эти периоды, бывало, продолжались десятилетиями. <…>. Церковь Христова очень крепко скроена! Даже Западной Церкви, принявшей ересь «филиокве» в IX веке, Господь долготерпел 200 лет, ожидая ее покаяния… <…>

Грех в Церкви – это не грех Церкви, но грех против Церкви. Оскверняются грехами человеки, потому непрестанна забота Церкви о борьбе с грехами, научении чад своих брани духовной, об обращении заблудивших и очищении кающихся.

Всякий грех – духовная болезнь и болезнь заразная. Грехи, искажающие основы веры – ереси – особенно заразны и могут поразить многих, тем более что легко совмещаются с внешним благочестием и фарисейской праведностью. Потому в первые века своей истории Церковь непримеримо восставала против ересей и еретиков. Устами своих богомудрых святителей и исповедников обличала и вразумляла нечестивцев и, не смотря на репрессии, мужественно стояла за Истину.

Но обратим внимание, что эти воины Христовы, даже когда были гонимы, никогда никуда не выходили и тем более не уводили с собой свою паству! Все они мужественно терпели гонения и исповедывали Истину до тех пор, пока соборным разумом, водимая Духом Божиим, Церковь побеждала ересь и устраивала вокруг себя крепостную стену из догматов и канонов.

Несомненно, экуменизм – ересь ересей, она давно проникла в церковную ограду, сегодня она открыто проповедуется с амвонов и в СМИ, имена еретичествующих хорошо известны, проявляются и принявшие, но вера Православная никак пока не изменена, а когда будет необходимо, наши епископы, пусть и малым числом, но соборно и канонично дадут отпор реформаторам и еретикам.

Сегодняшние наступление врагов Церкви Христовой имеет причину в духовном состоянии нас, христиан последних времен. Экуменизм попущен Богом как милость для пробуждения спящих, вразумления теплохладных и выявления чужих в церковной ограде. Но как в Иерусалиме был один храм, и, несмотря на присутствие в нем распявших Христа первосвященников, книжников и фарисеев, апостолы и первые христиане много лет после Вознесения их Учителя исправно молились в нем по издревле заведенному обычаю, потому что молились они Богу, – так и ныне Церковь Православная Апостольская одна, и только в ней, несмотря на наличие экуменистов-модернистов, действует спасительная благодать.

И сегодня Христос вновь вопрошает нас, учеников Своих: «Может и вы хотите отойти?» Ответим вместе с Петром: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы Вечной Жизни…»