В преддверии антихриста

Ниже мы публикуем одно из «Слов» (1973 г.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том III. Джорданвилль, 1975.- С.444-450. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом. «Жирный» шрифт в тексте — авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений.

+ + +

 

«Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро» (Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский).

Приближается великий и радостный праздник Рождества Христова. Многие русские люди и вообще православные, живущие заграницей, давно уже ратуют за то, чтобы ввести у нас новый календарь и, таким образом, праздновать этот праздник вместе с американцами и со всеми инославными, пользующимися в своей церковной жизни новым стилем, не отделяться от них.

Архиепископ Аверкий (Таушев)Но они точно не знают или, вернее, не хотят знать, что у современных людей Запада уже нет Рождества Христова, за малыми отдельными исключениями. Произошла подмена Рождества Христова каким-то «сезонным праздником», в котором нет даже упоминаний о Христе-Спасителе, а главным действующим лицом является бравый румяный старик с седой бородой, бойко раздающий детям подарки, фигуры и изображения которого можно видеть повсюду в эти дни «сезонного праздника» во всевозможных видах и позах. Великие дни подготовки к величайшему событию явления в мир Воплотившегося Сына Божия обращены теперь в дни самого интенсивного шумного «бизнеса» — бойкой торговли, когда предприимчивыми людьми наживаются миллионы. А о Христе-Спасителе тут уже и не думают! Святейшее Имя Его и не вспоминается!

Как это получилось?

Это, конечно, громадное «достижение» слуг грядущего антихриста, который как раз и будет стремиться заменить людям Христа-Спасителя, подменить Его собою.

Мы весьма далеки от дерзкой мысли предсказывать точные сроки появления антихриста, ибо Слово Божие, устами Самого Господа Иисуса Христа, ясно свидетельствует, что этого никто из людей знать не может. «О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36) — так сказал Господь, имея в виду свое Второе Пришествие и кончину мира сего, перед чем и должен явиться антихрист.

Но одновременно Господь указал и множество признаков близости своего Второго пришествия и кончины мира, причем закончил это следующим увещанием: «От смоковницы же научитеся притчи; егда уже ваия ея будут млада, и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва: тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех» (Мф. 24, 32-33).

Равным образом, и в апостольских посланиях мы имеем множество указаний на то, какими признаками будет характеризоваться эпоха появления антихриста и каков будет сам антихрист (см., напр., 2 Петра главы 2-я и 3-я; 1 Иоанна главы 2-я и 4-я; 2 Тим. 3, 1-14 и особенно 1 Солун. 4, 16-18; 5, 1-11 и 2 Солун. 2-я глава).

А великий отец Церкви св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в своих замечательных по важности и глубине содержания Огласительных поучениях прямо и решительно увещевает христиан: «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро». (Поучение 15-е).

Вот на основании всего вышесказанного мы и имеем не только право, но и священную обязанность находить в происходящих ныне в мире событиях исполнение всего того, что предречено Словом Божиим и Святыми Отцами Церкви об антихристе и последних временах и братски предостерегать всех верующих от неразумной безпечности и легкомысленного равнодушия к явным «знамениям времени».

А этих все более и боле умножающихся, поистине жутких «знамений времени» накопилось уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много пишем об антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии, словно не замечая, куда современный мир идет.

Разве было когда-нибудь в прошлом такое время, к которому так подходила бы данная св. апостолом Павлом характеристика «последних дней»?

«В последние дни» — обращаем внимание на то, что св. Апостол подчеркивает это, как отличительную черту именно, «последних дней», — «наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5).

Особенно гордость и самолюбие господствует сейчас в мире, как никогда прежде, а это ведь и есть, по учению свв. отцев-подвижников, корень и начало всех прочих страстей, всего того, что перечисляет св. Апостол ниже.

Все вышеперечисленные явления и черты были типичны для нашей русской жизни перед революцией, почему они и привели к торжеству большевизма, окончательно разнуздавшего все эти страсти, залившего кровью всю русскую землю и причинившего неописуемые, неслыханные страдания всему русскому народу.

К великому для нас несчастию, многие из этих пагубных черт, несмотря на перенесенные нами страдания и лишения, не изжиты и до настоящего времени, как у нас на родине, так и в среде нашей эмиграции. В этом — главная причина всех наших внутренних нестроений и разделений, всех распрей, ссор и взаимной вражды, вместо естественного, казалось бы, для нас братского согласия, единодушия и христианской любви и взаимопомощи. Гордость и самолюбие заведуют! Всем хочется властвовать, но никто не хочет смиренно слушаться и подчиняться.

Такую же печальную картину наблюдаем и мы и на Западе, где изсякают окончательно последние остатки христианства, где самолюбие, сребролюбие, гордость и надменность цинично поднимают голову, где так же, как и в России перед революцией, теряется всякое уважение и послушание к родителям и старшим, где распутство, предательство и наглость доходит уже до крайних пределов, нечестие явно преобладает, а благочестие только наружное притворное, лицемерное, лишенное силы.

Вот какова откровенная картина современной жизни, что одно уже наводит на мысль о наступлении «последних дней»!

А вот и еще весьма характерная черта нашего времени!

«Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13).

Такого гонения на желающих жить подлинно-благочестивой жизнью во Иисусе Христе да и на самое христианство действительно еще никогда не было, кроме эпохи первых трех веков христианства, но ведь тогда христианство было чем-то совершенно новым и еще неизвестным для погруженного во тьму язычества человечества, а теперь гонят христианство, прекрасно знающие его отступники, сознательные слуги грядущего антихриста. Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мире только «злые люди» и «обманщики», захватившие в свои руки все — вплоть до государственной власти и распоряжающиеся, поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходимцы благоденствуют. И это — весьма характерная черта наступления предантихристовой эпохи!

Но особенно характерно для нашего времени «действо льсти», о котором пишет св. Апостол Павел в своем втором послании к Солунянам, когда люди «будут верить лжи» (2 Солун. 2, 11). Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с другом, что даже самому разумному и честному человеку иной раз бывает трудно, почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь. Ложь так цинично и нагло выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины и следуя за ложью, порою самой губительной. И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами мира сего, находящимися в ее полном распоряжении, вплоть до огромных денежных средств и государственной власти, бывает весьма нелегко.

И это особенно потому, что, как предупреждал Апостол и что мы уже видим исполняющимся, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).

Сколько развелось сейчас всяких самозваных учителей, действительно «льстящих слуху», сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых принципиальных устоев в истинно-христианском мировоззрнии, кто готов «влаятися и скитатися всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения», по выражению св. Апостола (Еф. 4, 14)! Как легко заблудиться в дебрях всех этих всевозможных хитросплетений лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно-христианской жизни! А все эти сеятели лжи — сознательные или безсознательные слуги грядущего антихриста, которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его временное торжество на земле, уже теперь, на наших глазах, становящейся его вотчиной.

Они-то больше всего и нападают на нас всеми доступными им способами, злобствуя на то, что мы разоблачаем их и их господина, которому они так верно служат, и предостерегаем всех истинно-верующих от их козней.

«Поэтому наблюдай за собой, человек!» так поучает нас великий отец Церкви св. Кирилл, apxиепископ Иерусалимский: «и охраняй душу свою. Церковь свидетельствует тебе пред Богом живым, и предварительно сказывает об антихристе ДО его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем; или после тебя, также не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться» (Поучение 15-ое).

Из многочисленных святоотеческих предсказаний еще первых веков христианства мы знаем, что большинство христиан последнего времени, угасших духом, безпечных и теплохладных, не узнают антихриста, когда он придет, и охотно поклонятся ему, как своему духовному вождю, господину и повелителю. А он в начале лицемерно проявит себя, как величайший ревнитель и покровитель всякого добра и даже христианства, но только без Христа и для многих, ревнующих о каноническом строе Церкви и о церковной дисциплине, особенно о послушании и подчинении церковным властям, явится строгим канонистом, сурово карающим всех, кто не захочет ему повиноваться и его почитать, опираясь на букву церковных канонов.

Вот причина, почему мы, следуя вышеприведенному нами наставлению св. Кирилла, так часто возвращаемся к этой теми об антихристе — в наши дни самой актуальной.

Ведь перед всеми нами, быть может, очень скоро встанет решительный вопрос: с кем мы — со Христом или с антихристом? И очень-очень многие тогда поползнутся: соблазнятся и пойдут за антихристом, прельщая самих себя и увлекая за собой других.

Вот чего надо нам бояться и от чего да сохранит нас Всемилостивый Господь!

А это очень легко и незаметно может случиться, если мы будем безпечно и легкомысленно относиться ко всему, что происходить ныне в мире и будем убаюкивать себя и других, что ничего особенного нет, а все идет нормальным путем и вполне благополучно.

Вот почему сейчас всем нам особенно необходимо помнить наставление-увешание нашего Господа и Спасителя о постоянном духовном бодрствовании:

«Бдите и молитеся, да не внидите в напасть!» (Мф. 26, 41).

«Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25, 13).

«А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте!» (Мк.13, 37).

Бдите же, русские люди, и молитесь, чтобы и вам не оказаться, неприметным для вас образом, в стане слуг грядущего антихриста, борющихся со Христом!