«Богословский анализ иконы Благовещения Пресвятой Богородицы». Прот. Константин Стратигопулос.

Сегодня мы продолжим изучать богословие иконы на примере иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещение описывается в Евангелии от Луки, где св. евангелист Лука рассказывает о многих событиях, имеющих отношение к Матери Божией. Он был знаком с Богородицей лично и узнал о таком событии, как Благовещение, непосредственно от Неё.

Лучшая среди всех икон Благовещения, когда-либо виденных мною, — это Охридская икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Охридская область находится над озёрами Пресбеса, в городе, который сегодня называется Скопье. Это прекрасная икона неизвестного мастера.

Давайте посмотрим на неё внимательно. Некоторые факты, которые я анализировал во время прошлых уроков — об Ангелах и Богородице — мы рассмотрим сегодня более подробно.

Прежде всего, Ангел — это вестник, он приносит весть о некоем событии. Согласно библейским канонам, Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). На иконе Благовещения Архангел Гавриил изображен как посланник — он послан сообщить Деве Марии Благую Весть, поэтому его ноги делают шаг, они в движении. Как вы видите, он протягивает руку, показывая что-то Пречистой Деве. Если рука Ангела изображена открытой, указывающей в какую-то сторону, это значит, что Бог повелевает ему что-то сказать. Ангел протягивает руку не по своей воле. Он делает это от имени Божия. То же самое происходит и во время Божественной Литургии. Если вы заметили, мы, священники, носим верхнюю одежду, которая называется фелонь и которая скрывает наши руки. Наши руки покрыты. Это означает, что мы ничего не делаем по своей воле. Если мы собираемся совершить какое-то литургическое действие, то делаем это по послушанию Церкви и по воле Божией.

Давайте посмотрим на голову Ангела. Он изображен с лентой в кудрях надо лбом. Эта лента является в агиографии наглядным (если можно так сказать), физическим выражением умной молитвы.

Ангел держит в руках жезл. Никогда не пишите на иконах ангелов в романтической манере (как это делают ватиканские иконописцы) с какими-то лилиями в руках. Об этом нет ни единого слова в Священном Предании. С точки зрения богословия, изображение жезла является глубоко символическим. Жезл всегда был предметом, которым пользовались посланники, приходящие, чтобы возвестить какую-то весть. Ещё не так давно в греческих селах глашатай стучал на улице палкой об землю и объявлял о том, что на следующий день состоится какое-то событие. Жезл означает, что Ангел приходит как вестник, и он не должен держать в руках цветок — для красоты или в качестве подарка Матери Божией. Изображение ангелов в романтическом стиле является неверным. Наша Церковь никогда не применяла в иконописании романтический стиль; цель церковного искусства заключается не в том, чтобы вызвать у человека сентиментальные чувства, а в том, чтобы помочь ему утвердиться в благочестии.

У Ангела на одеждах мы видим полосу. Ангел действует не по собственному желанию, а повинуется Богу. С помощью этой полосы обозначается данная ему власть.

Охридская икона Благовещения

Давайте поговорим теперь немного о Богородице. Рука Богоматери с раскрытыми пальцами — это жест, который символизирует согласие. Её согласие с волей Божией выражается ещё и наклоном головы.

В другой руке Богородица держит какой-то предмет. Это веретено, при помощи которого Она прядет пряжу. Этот небольшой предмет также отображает внутреннюю сущность Богородицы, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», Которая подобна чинам ангельским, но превосходит их всех по чести. Однако в то же самое время Она остается человеком, и человеческая работа Ей не чужда. Именно поэтому Она изображена держащей веретено. Ни один человек за всю историю Церкви не являлся только духовным. Каждый человек облечен плотию, занимается человеческими делами, выполняет какую-то работу. Вся теория аскетического и молитвенного делания построена по принципу чередования, вернее, сочетания деятельности и молитвы. Именно поэтому Богоматерь изображена на иконе с веретеном. И поэтому Она сидит.

Я уже ранее говорил вам о том, что Богородица всегда изображается на иконах с тремя звездочками: одной на голове и двумя на плечах. Эти звездочки восьмиконечные, т. е. имеют восемь лучей. Три звездочки выражают догмат о приснодевстве Богоматери: Она была, является ныне и будет пребывать Девой всегда. До, во время и после рождества Господа. Восьмиконечная звезда, т. е. звезда с восемью лучами, символизирует таинство восьмого дня творения. Таинство восьмого дня — это таинство будущего века, которое открыл для нас Господь ради спасения человека по Своему Божественному домостроительству, потому что в седьмой день, в последний день сотворения мира, мы потерпели неудачу в том, что было заповедано нам Богом. Сейчас, когда мы живем здесь, мы находимся в седьмом дне творения и одновременно, если мы живем в Церкви, мы находимся и в восьмом дне творения, являющемся делом Божественного домостроительства, в котором участвует и Пресвятая Богородица Мария.

Цвет одежды Пресвятой Девы, Её мафория — темно-красный; этот цвет является глубоко символичным в нашем Православном предании. Наша Церковь никогда не использует черные тона. Совершенно неправильно, когда священники  особенно в Великий Пост — надевают черные облачения или покрывают черной тканью Святой Престол. У нас, православных, горе никогда не является абсолютным и безысходным. Мы должны по-настоящему печалиться только о грехах. Во время молитвы в Гефсиманском саду Христос говорит, что испытывает величайшую скорбь: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14, 34). В греческом языке в этой фразе употребляется слово περίλυπος. Обратите внимание на это понятие — здесь употребляется не слово «печальный», а слово «о-печален»; это означает, что печаль находится не в Нем, а вокруг Него. Это печаль из-за грехов, которые совершаются повсюду, именно поэтому Он и опечален — по причине наших согрешений. Точно так же и день Страстной Пятницы — это день радостотворной печали, скорби и радости одновременно. Мы скорбим только по поводу одной вещи: что осмелились распять Христа. И в то же самое время мы радуемся, ожидая Его воскресения. Именно поэтому, если вы пойдете в Греции в церковь в Страстную Пятницу на вечерню с выносом Плащаницы (это вечерня Великой субботы), то вы обязательно увидите, как священнослужители переоблачаются в белые облачения. Потому что в это время совершается таинство схождения Христа во Ад. И в тот момент, когда Он умирает на Кресте, побеждается смерть.

***

Вопрос: Почему событие Благовещения изображается на открытой местности?

Ответ: При написании икон никогда не изображают замкнутое пространство. Даже если иконописец воспроизводит на холсте процесс литургии, храм на иконе никогда не будет закрытым и не будет видно стен, поскольку литургия связана с внешним миром, направлена к нему. Мы служим литургию, чтобы получить возможность найти правильный путь в этом мире: путь к Богу и к другим людям. Даже на иконе «Уверение Фомы», когда апостолы собрались за закрытыми дверями «страха ради иудейска» (Ин. 20, 26), они изображаются на открытой местности. То же самое относится и к иконе Пятидесятницы — сошествие огненных языков изображается в помещении, похожем на галерею.

Таково богословие Православной иконы. Пространство никогда не изображается закрытым. Церковь — это всегда выход.

Источник: Μάθημα 3ο Ανάλυση της θεολογίας της εικόνας του Ευαγγελισμού της Υπεραγίας Θεοτόκου http://www.floga.gr/50/04/2005-6/03_2005111804.asp

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.