Афон о ситуации с украинской автокефалией

Корреспондент AgionOros.ru попытался выяснить, какова позиция Священного Кинота и старцев Святой Горы относительно ситуации на Украине.


Официальная позиция

В середине октября в ряде СМИ появилась информация о «состоявшемся заседании Священного Кинота Святой Горы Афон», на котором якобы было принято заявление, что «Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольского патриарху, который не является правящим архиереем Афонской автономии, а лишь ее духовным отцом».

В якобы официальном заявлении Священного Кинота подчеркивалось, что Афон — это «самоуправляемая часть Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями». «По этой причине православные храмы и монастыри Афона — Афонские, а не Константинопольской патриархии…».

В эфире телеканала «Россия-24» митрополит Волоколамский Иларион глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата сказал: «Действительно ли это заявление Афонского Кинота или, возможно, заявление какой-то группы афонских монахов, мы пока не знаем… Все монастыри православной церкви находятся в юрисдикции какого-то правящего архиерея. Мы всегда исходили из того, что афонские монастыри относятся к юрисдикции Константинопольского патриарха, а потому решения [о невозможности евхаристического общения с Константинополем], которые были приняты на последнем заседании Синода Русской Православной Церкви, распространяются также и на афонские монастыри…

Если афонские монастыри — все вместе или какие-либо из них — будут заявлять о том, что они не принадлежат Константинопольскому патриарху, тогда, конечно, это будет другая ситуация. Но если говорится [в распространяемых материалах о якобы поддержке РПЦ Афоном], что он является для них не архиереем, а духовным отцом, это не совсем для нас понятно, потому что в Православной Церкви монастырь не может существовать вообще без архиерея», — заключил митрополит Илларион.

Корреспондент AgionOros.ru связался с источниками в Священной Эпистасии Святой Горы Афон, которые опровергли принятие официального документа, излагающего позицию Священного Кинота. Таким образом на данный момент, Святая Гора Афон официально не высказалась относительно ситуации с украинской автокефалией.

Позиция Русского Свято-Пантелеимонова монастыря

Ситуацию вокруг Украины и межправославных отношений прокомментировал иеродиакон Философ, второй эпитроп (заместитель игумена) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон1:

«Наш монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, как и весь Афон. Мы являемся ставропигиальными монастырями Вселенского патриарха. Это его каноническая территория, и поэтому все афонские монастыри всегда его поминают за богослужением.

— И в русском монастыре вы поминаете патриарха Варфоломея?

— Ну, конечно. Он является нашим правящим архиереем. Как во всех русских монастырях поминают Святейшего Патриарха Кирилла, так и во всех афонских монастырях поминают Святейшего Патриарха Варфоломея.

Что же касается отношения русского Свято-Пантелеимонова монастыря к России, то почти вся братия является выходцами из России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Почти все мы до прихода на Афон были прихожанами или клириками в Русской православной церкви. И конечно же, все мы считаем Русскую церковь своей alma mater. Мы не должны забывать, откуда мы вышли. И поэтому всегда за Божественной литургией мы наряду с патриархом Варфоломеем поминаем и патриарха Кирилла. Мы молимся и за Русскую церковь, и за Константинопольскую, и за Элладскую. Прекратить молитву нельзя, чтобы не было ожесточения и раскола между православными церквями. Мы каждый день молимся «о благостоянии святых божиих церквей и соединении всех».

— Как вы считаете, не уменьшится ли число паломников на Афон после решения синода РПЦ о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом? По-прежнему ли на Афоне будут гостеприимно принимать паломников из России?

— Пока наоборот. Число паломников не уменьшается, а растет. Вы это видите сами. Вообще, сентябрь и октябрь — самое благоприятное время для паломничества. Приезжают отовсюду, в основном из России и с Украины. И миряне приезжают, и священники, и архиереи. Никаких ограничений с нашей стороны нет — мы всех принимаем: это же Афон. Никто не запрещал монастырям принимать паломников из России — ни Священный кинот Святой горы, ни Вселенский патриархат.

— Перед моим приездом на Афон ходили слухи, что Свято-Пантелеимонов монастырь может закрыть свое подворье в Москве. Соответствует ли это действительности?

— Непонятно даже, зачем монастырю это делать? Лучше слухам не верить.

— Одна газета напечатала статью, в которой утверждалось, что будто после принятого на заседании в Минске решения синода Русской православной церкви о прерывании евхаристического общения с Константинопольским патриархатом кинот на Афоне принял решение также разорвать связи с патриархатом Константинопольским, но решение это не опубликовано.

— Пока о подобных заявлениях со стороны Священного кинота Святой горы мы в монастыре не слышали.

— Есть ли у афонских монастырей какое-то единое мнение о ситуации на Украине?

— Это уже вопрос к политикам. Вы же понимаете: мы монахи, для нас главное — молитва за весь мир, а участие в политике — это не монашеское дело.

Мы, афонские монахи, с большой скорбью относимся к тем событиям, которые происходят на Украине, потому что там живут наши братья. Мы многих знаем, поскольку они часто бывают на Афоне. У нас с Украинской церковью, которую возглавляет блаженнейший митрополит Онуфрий, всегда были и до сих пор сохраняются теплые братские отношения. И для нас очень печально, что на Украине существует вот такой разрыв между православными. Мы молимся каждый день о соединении всех, и это наша обязанность.

Афонские старцы о ситуации на Украине

В отсутствии официальной позиции Святой Горы мы обратились к мнению афонских старцев.

Почивший 22 октября на 77 году жизни игумен Дохиарского монастыря архимандрит Григорий (Зумис) был одним из самых известных афонских духовников. Старец неоднократно выражал поддержку Киевскому Митрополиту Онуфрию и канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Архимандрит Григорий подчеркивал, что будущее Украины вместе с Россией:

«Каждый украинец должен понимать: если он хочет, чтобы его стране было благо, то нужно прогнать американцев оттуда. Пусть своей страной они опираются на единоверных, на своих родных – русских. Если они будут допускать американское вмешательство в дела Украины, мир там никогда не восстановится»2.

Неоднократно поддерживал митрополита Онуфрия и каноническую Украинскую Церковь (МП) игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем:

«Со Святой Горы прошу украинский народ держаться канонической Церкви, канонического Предстоятеля и канонического Синода. Мы хотим, чтобы украинцы поддерживали каноническую Церковь. Это важно для спасения, подчиняться канонической Церкви»3.

«Тот, кто ушел в раскол, должен понять, он уже вне лона Церкви.

Мы тут на Святой Горе Афон очень скорбим из-за украинского раскола, который совершил Филарет. Поэтому мы обращаемся ко всем нашим братьям, которые ушли из канонической Церкви, и просим, чтобы они вернулись в лоно Православной канонической Церкви»4.

Игумен монастыря Ксенофонт Святой Горы Афон архимандрит Алексий (Мадзирис) также однозначно поддерживает митрополита Онуфрия и каноническую Церковь УПЦ (МП):

«Сегодня мы видим возвращение язычества или наступление сект, расцвет ереси этнофилитизма на украинской земле. Все это говорит только о том, что украинцы сами делают такой выбор – отступить от христианства, отвернуться от Христа, единственной канонической Церкви – Украинской Православной Церкви во главе с её Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, которого мы можем охарактеризовать очень коротко: «раб Божий». Это означает, что украинцы выбирают не спасение, а погибель, отдаются во власть своих грехов, страстей, слабостей. И это очень плохо»5.

Игумен монастыря святого Павла архимандрит Парфений полагает, что Украина должна остаться частью Русской Православной Церкви:

«Я думаю, что церковное самоуправление в виде автокефалии — это вещь сама по себе неплохая. Но когда существует мир. Когда этот вопрос не становится вопросом разделения людей, паствы. Поэтому мудрость, вероятно, подсказывает, насколько можно сохранять единство с Патриархией Московской. Мое мнение, чтобы все страны бывшего Союза были в единой Русской Православной Церкви. Это личное мнение»6.