Афанасий Зоитакис. История Александрийской Православной Церкви в XIX – начале XX вв. Часть III

Начало правления победившего в междоусобной борьбе Мухаммеда Али было встречено православными с облегчением. Благоприятные условия, созданные этим правителем, способствовали массовому притоку христиан на территорию Египта, Северной и Восточной Африки.


Летом 1798 г. Египет был завоеван войсками Наполеона Бонопарта. Французами был установлен оккупационный режим и сделана попытка значительно увеличить налоговое бремя на Церковь. После их ухода в Египте наступил хаос, который привел к гражданской смуте и погромам христианских кварталов. Спасаясь от преследований, патриарх Парфений II в конце 1804 г. вынужден был бежать на остров Родос и умер в изгнании. Неудивительно, что установление стабильности и начало правления победившего в междоусобной борьбе Мухаммеда Али (1806-1848) было встречено православными с облегчением. Благоприятные условия, созданные этим правителем, способствовали массовому притоку христиан на территорию Египта, Северной и Восточной Африки. Основывались новые общины, строились храмы, школы и больницы. Возрождалось православие в Судане и Эфиопии.

В 1843 году была официально организована греческая община в Александрии. В основе ее самоуправления стояли могущественные эпитропии – комиссии выборных депутатов. Через них община жертвовала огромные суммы Цереви, в обмен на это добиваясь контроля за тем, как патриарх расходует выделенные ему средства. Это нередко приводило иерархов и мирян к трениями и борьбе за приоритетное влияние на финансовую политику Церкви.

Патриарх Иерофей ΙΙПатриарх Иерофей ΙΙ

Обретавшие все больший вес православные общины Египта стали настаивать на необходимости избрания патриарха на территории Александрийского патриархата, а не Синодом Вселенской Патриархии. Первым прецедентом такого рода стало поставление патриарха Иерофея II (1847-1858), победившего в борьбе с кандидатом от Константинополя Артемием I. После успешного избрания Иерофея впервые за долгое время в некоторые епархии Александрийской Церкви удалось поставить епископов, что избавило патриарха от необходимости единоличного управления колоссальными территориями.

XIX в. стал пиком влияния России на Востоке (в том числе и на территории Александрийского патриархата). Огромным могуществом пользовался начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий Успенский. При его посредничестве Александрийская Церковь получала значительную финансовую помощь из России. При этом он стремился свести к минимуму греческое влияние на Восточные патриархаты.

Патриарх КаллиникПатриарх Каллиник

По его инициативе при патриархе Каллинике (1858-1861) начались переговоры о союзе между православной и коптской Церквями. Объединенную Церковь должен был возглавить коптский патриарх, а в обмен на это духовенство коптской Церкви должно было пойти на серьезные уступки в догматической и канонической сфере. Впрочем, этот проект так и остался далек от реализации.

Следующим патриархом стал епископ Фиваидский Никанор (1866-1869). Его правление было отмечено постоянными трениями с обретавшими все большее влияние общинами. Деятельность этого патриарха также примечательна изданием особого «Положения об устройстве Александрийского патриархата», в соответствии с которым церковное управление отныне осуществлялось не только патриархом, но и синодом.

После смерти патриарха Никанора предстоятелем Александрийской Церкви стал бывший Вселенский патриарх Софроний IV (1870-1899). C этого момента Церковь вступила в период благоденствия и мира, а число ее паствы значительно возросло. Новый Александрийский Патриарх пользовался большим авторитетом в православном мире и сочетал духовные дарования с твердостью характера и большими организаторскими способностями. Благодаря успешному сотрудничеству с греческой общиной удалось полностью погасить долги патриархии, были построены церкви, школы и больницы.

Рост внешней торговли Египта, модернизация его предприятий и строительство дорог привлекали сюда все большее число предпринимателей и технических специалистов, среди которых преобладали православные сирийцы и греки. Последними в сотрудничестве с Церковью были основаны влиятельные благотворительные и просветительские организации, начали издаваться журналы и газеты («Кекропс», «Серапион», «Афинэон»).

Благоприятный для Церкви ход событий был омрачен восстанием Ораби-паши в 1882 году. Это был бунт против засилья иностранцев и зависимости от иноземного капитала (главными лозунгами революционеров были «Египет для египтян» и «Смерть христианам»). Патриарх Софроний с большей частью клира вынужден был покинуть Египет и вернулся туда лишь после того как восстание было подавлено английским флотом. Вплоть до 1914 года Египет формально оставался в составе Османской империи, а на деле стал очередным британским протекторатом. К концу XIX в. численность православных достигла 120.000 человек, быстро росло и число храмов (к 1882 году их было уже тридцать).

Патриарх ФотийПатриарх Фотий

В 1900 г. после преодоления очередного конфликта между общинами на патриарший престол взошел Фотий I (Пероглу) (1900-1925). Его правление, несмотря на продолжающееся противостояние могущественных греческих и сирийских общин и их попытки вмешиваться в управление финансами патриархии, стало эпохой расцвета для александрийской кафедры. Патриарх из руин воссоздал собор в монастыре Св. Георгия в Каире. Основал музей и патриаршую типографию (1908 г.), в которой начала печататься духовная литература, богословские и исторические журналы. Среди них стоит особо выделить «Пантэнос»1 и «Эклисиастикос Фарос» («Церковный маяк»)2, вскоре ставшие одними из самых авторитетных изданий в православном мире и продолжающие издаваться и по сей день. Важную роль в становлении церковно-исторических исследований сыграли крупнейшие ученые Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос (впоследствии Афинский архиепископ). Волею судеб они оказались в Александрии и оставили неизгладимую печать на культурной и образовательной жизни Александрийского патриархата.

Следующим шагом Фотия стала реформа территориального и управленческого устройства патриархата. Патриарх учредил постоянный синод и основал церковные суды. Также он воссоздал семь старинных митрополий и поставил на них образованных и деятельных архиереев. Этот шаг коснулся не только Египта, но и Ливии, Судана, Эфиопии и Сомали. После организации действующих кафедр, патриарх обратил особое внимание на духовную поддержку и социальную адаптацию православных, переселяющихся в эти регионы. Фактически благодаря всем этим шагам Александрийской Церкви удалось восстановить свою каноническую территорию в границах до арабского завоевания.

Окончание следует…