Ο ΑΓΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΠΑΛΑΜΑΣ

Σχετική εικόνα

Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия

Сегодня в моей проповеди, мои братья христиане, я хочу говорить об одном великом святом отце нашей Церкви, о святом Григорие Паламе, архиепископе Фессалоникийском. Он жил в 14 веке.  То, что он является великим отцом, это проявляется в том, что в Синодике Православия, который читается в день Торжества Православия и который является записанным на бумаге установлением нашей веры. И он восхваляется вместе с другими великими отцами, а вместе с древними врагами нашей веры анафематствуются и его личные противники и враги.

Святой Григорий родился в малой Азии у благочестивых родителей. Нападения турок вынудили родителей Григория оставить Малую Азию и поселиться в Константинополе. Его отец, Константин Палама, был весьма благочестив и высоко образован, поэтому император Андроник II избрал его в качестве наставника для своей семьи и преемником на троне.  Ему он даже предоставил место в синклите. Этим благочестивейшим и образованнейшим отцом, мои дорогие, был воспитан и маленький сын Григорий. В их семье было пять детей. Три мальчика и две девочки. И пятеро приняли монашество.  Первым ребенком был Григорий, и его доброму примеру последовали и сестры. Но едва Григорий достиг семи лет, их отец скончался. Умирая, отец передал предстательству Богоматери , Царице небесной своих детей! Император часто пригашал во дворец пятерых осиротевших детей. Когда он их видел, то говорил: «Это дети святого

Однако, к сожалению эти дети разочаровали императора, первым среди которых был свт. Григорий. Император хотел принять и поставить на высокое положение, но они , все пятеро стали монахами. Первым к монашеству пришел к монашеской жизни Григорий. Бог призвал его к богообщению и взойти к миру нетварной божественной благодати. В 20-летнем возрасте свт. Григория  все члены его семьи стали жить по монашески, хотя еще и жили в миру. Затем он, вместе со своми двумя друзьями, ушел на Святую Гору, на «вожделенный Афон». Он пришел в Ватопедскую Лавру, где жил упоминаемый Никодим.

Там, где жил молодой монах Григория, он очищал свою душу от страстей, дабы к нему пришло просвещение, дабы познать и возлюбить зело Бога. А поэтому его молитва к Иисусу Христу, которую он постоянно произносил, была такова: «Просвети мою тьму, просвети мою тьму!» ради очищения своего сердца и ради божественного просвещения юный Григорий в особенности призывал Пресвятую Богородицу, к Которой он имел огромную любовь еще с раннего детства.

С помощью молитвы и аскетического подвига Григорий восходил по пути добродетели. Это преуспеяние он обрел преимущественно обрел благодаря стремлению к уединению и безмолвию и желанию стать отшельником. Он пришел на восточную часть Афона, на место которое сегодня называется «Провата», где он познакомился с известным исихастом Старцем Визатийцем, от которое он и восприял всю духовную премудрость и опыт. Однако турецкие пираты вынудили Григория и его сподвижников оставить Провату и после Божественного извещения они удалились в область Фессалоники, на гору Веррия. Там, поскольку окружавшие его испытывали нужду во священнике, то Григорий принял хиротонию во священника которое ему настойчиво предлагали. Но поскольку он сам убедился в том, что это есть воля Божия, то он и принял священство.  Теперь, как священник, Григорий предался еще большим подвигам. В течение пяти дней в неделю он пребывал в затворе в своей келье и появлялся только в субботу и в воскресный день ля того, чтобы совершать Божественную литургию. И его лицо сияло светом Святого Духа. И это зрелище было весьма величественно и было самой лучшей проповедью святого.

Однако же турецкие пираты вынудили вновь Григория и его окружение покинуть гору Веррия и опять возвратиться на возлюбленную ими Гору Афон, в монастырь священную Великую Лавру. Здесь Григорий еще в большей мере преуспел в добродетели и подошел к рубежу созерцания. Святой Григорий искал возможности оторвать свой ум от чувственного и преуспеть в созерцании Бога, боговидении, зрении Божественного Света! Он сам писал к монахине Ксении: «Когда же ум отторгнется от всего чувственного и, возникнув от потопления заботою о сем, начнет всматриваться во внутреннего человека; тогда, увидев лице его до отвратительности загрязненным от блуждания долу, во первых спешит обмыть его плачем, потом, по снятии с него этого безобразного покрова, так как душа не развлекается более недостойными ее вещами, не смущенно входит во внутренние ее сокровищницы, и там втайне молится Отцу, Который прежде всего дает ему мир помыслов. А этот мир ему подает и иные дары. Все они рождают в душе совершенную радость! Тогда молитва и изучение божественных словес становиться радостью для души». И когда человек преуспевает, то ум, говорит свт. Григорий Палама, даже еще в большей мере продвигается далее: «ум высоко восходит по неизреченному действию Духа и слышит неизреченные глаголы и видит невидимое, а оттуда и далее всецело предается изумлению!»

Святой сам и его окружавшие хотели заниматься исключительно духовной жизнью, а почему он призывал на помощь Пресвятую Деву, чтобы Она благоустраивала все их телесные нужды. И Пресвятая Дева внимала его молитвам. Она посылала монахов и христиан, которые ему приносили все необходимое для их питания. За многую добродетельность свт. Григорий был от Бога удостоен и иными дарами, таких как прозорливость и чудотворения. Но величайшим из всех его даров теперь является богословское слово. Его учение исходит из нравственности богословия, а его слово стало богословским.

Мои христиане, Бог благодаря всему этому подготовил святого Григория Паламу к тому, чтобы противостать против великой ереси, которая пришла с Запада, ереси Варлаама. Варлаам был горделивым и высокомерным западным человеком и личность разносторонне образованной. Ересь его состояла в том, что он считал Бога только как сущность (οὐσία), не имеющего никаких божественных энергий. Но если, мои христиане, Бог обладает только сущностью, то тогда как появился мир? Из божественной сущности? Если мы это примем, то мы впадем в пантеизм, что, якобы, вокруг нас имеется божественная сущность. Если Бог не обдает действиями-энергиями, как говорил Варлаам, то тогда как обоживается человек? Неужели из Божественной сущности? Тогда человек становится единосущным Богу. Но единосущными являются только лица Святой Троицы. Святые Отцы, братья христиане, издревле говорили, что Бог имеет божественную сущность и божественные действования-энергии. Нетварные энергии, поскольку мы говорим о нетварном Боге. Святой Косма Этолийский когда об этом говорит, он использует для Бога пример солнца. Как солнце имеет огненный шар, к которому мы не имеем возможности приблизиться, но оно имеет также и светящиеся лучи, через которые оно нас обнимает в свои объятия и приносит тепло. Точно также и Бог имеет сущность и энергии-действования. Мы не можем иметь никакого общения с сущностью Бога. Но мы общаемся с Богом посредством Его божественных действований-энергий. Варлаам это отверг, а его ересь является страшной и имеет крайне опасные последствия для духовной жизни. Эта ересь, как мы уже ранее говорили, отвергает зрение Бога, то есть спасение человека. Эта ересь Варлаама, мои христиане, провозвещает некоего страшного бога, такого некоего бога, которого принимает современная молодежь на Западе и на плакатах пишет: «бог умер!» Это бог еретика Варлаама, бог западноевропейцев. Поэтому то наш святой, святой Григорий Палама, вел самую напряженную борьбу с этой ересью.